Ивентопедия. Ритуалы и обряды сопровождавшие рождение ребенка Обряды связанные с рождением человека

Согласитесь, что рождение малыша - это самый волнительный момент в жизни его родителей, к которому они готовятся с особым трепетом и тщательностью. В нашей стране стараются никому, кроме самых близких родственников не показывать малыша сразу после рождения, и сохранять мелочи, связанные с его появлением на свет, и первым годом жизни, такие как бирка из роддома, первый локон, первая пустышка, и т.д. Однако, в каждой стране есть свои собственные традиции, связанные с рождением малыша, некоторые из них очень трогательные, а некоторые странные, однако, если вы в ближайшем будущем тоже собираетесь обзавестись потомством, то непременно стоит познакомиться с этим материалом, и возможно, вам даже захочется повторить какие-то из этих традиций.

1. Япония и пуповина в ящике.

Пуповина, связывавшая в течение долгих 9-ти месяцев маму и малыша в Японии не является медицинским отходом, и ее отдают родителям, в специальном деревянном ящике, когда те забирают из роддома малыша, иногда рядом с пуповиной укладывают еще и куклу в кимоно, а делают это для того, чтобы сохранить положительную связь между матерью и малышом. Кстати, имя ребеночку дают не сразу, а лишь спустя неделю, перед символичным домашним алтарем, во время церемонии Ошичия.



2. Дания и Швеция — жизнь на улице.

Новорожденные в скандинавских странах редко бывают в помещении, и большую часть для проводят на улице, не зависимо от температуры воздуха. В Швеции и Дании убеждены, что чистый холодный воздух помогает малышам крепко спать и сохранять здоровый аппетит, поэтому малыши первых месяцев жизни практически все время спят на балконе, или в коляске на улице, в то время как родители заняты своими делами. Даже в детских садах детей часто укладывают на свежем воздухе, и стоит сказать, что во многом, именно благодаря такой традиции скандинавские дети реже болеют простудными заболеваниями.

3. Финляндия и детская коробка.

Если в нашей стране, к рождению малыша надо готовиться заранее и самому приобретать все необходимые вещи и предметы, то финским мамам переживать об этом не стоит, так как все они получают при рождении малыша специальную коробку от правительства. Последние 75 лет женщинам Финляндии вручают коробку, наполненную всеми необходимыми вещами для малыша: это и игрушки, и пеленки, и первая одежда, а саму коробку можно даже использовать в качестве кроватки для новорожденного. Кстати, мамы могут отказаться от коробки и получить материальную помощи в размере 140 евро, однако стоимость содержимого детской коробки существенно выше, поэтому от нее практически никогда не отказывается. Изначально, коробки предполагалось дарить матерям с низким уровнем дохода, однако с 1949 года их дарят всем без исключения родившим женщинам, чтобы обеспечить полное равноправие новорожденным в начале их жизненного пути.

4. Египет, легкая встряска.

В Египте особым почетом пользуется число семь. И именно поэтому на седьмой день после рождения малыша, в стране принято проводить церемонию Сеюух, на которой новорожденного знакомят с миром. Малыша наряжают в белые одежды и кладут в большое сито, а мать ребеночка встряхивает его, чтобы малыш с самого начала привыкал к жизненным капризам. Потом малыша кладут на пол на одеяло, а вдоль его груди располагают нож, чтобы отогнать злые силы. В это же время все родные и близкие, приглашенные на церемонию рассыпают вокруг зерно и деньги, символизирующие изобилие. После церемонии изгнания злых сил, мать семь раз легонько ударяет по телу ребенка, а собравшиеся гости поют специальные заклинательные песни, чтобы малыш был послушным. Кстати, имя ребенку в Египте также выбирают необычным способом. В начале церемонии зажигается несколько свечей, каждая из которых соответствует определенному имени, и в итоге, ребенка называют в соответствии со свечей, которая горела дольше всего. Для тех родителей, которые никак не могут выбрать своему малышу имя, такая традиция наверняка пригодится. В завершение церемонии за новоиспеченной мамочкой следует процессия со свечами и ладаном, чтобы осветить матери путь и благословить ее дом и семью.

5. Предсказание будущего в Армении.

Как только у малыша прорезается первый зубик, его родители устраивают праздник Агра Хадиню. Во время этого мероприятия малыша усаживают на пол, а вокруг него раскладывают самые разные предметы: ключи, монеты, рулетку, стетоскоп, книгу, и предлагают малышу что-нибудь выбрать. В зависимости от выбора малыша, ему предрекают будущее, к примеру, малыш, выбравший рулетку во взрослой жизни, скорее всего будет связан со строительством.

6. Подарки родственникам в Китае.

Празднования в Китае начинаются, когда малышу исполняется первый месяц, и проводят церемонию Полнолуния. С самого утра, на 30-й день после появления на свет малыша, приходят родственники и друзья семьи с подарками. Однако и родители встречают их не с пустыми руками. Подарки для родственников могут быть самыми разными, но самым популярным считаются яйца, выкрашенные в красный цвет, так как именно яйца символизируют переменчивый жизненный процесс, круглая форма является признаком гармонии, ну а красный цвет предрекает счастье. После этого, родителям и малышу начинают вручать подарки, и деньги, завернутые в красную бумагу, а бабушка с дедушкой обязательно преподносят внуку свое золото и серебро, чтобы показать, как сильно они его любят.

На Ямайке, с рождением малыша у отца семейства получается сразу и завести потомка и посадить дерево, так как в стране принято закапывать пуповину и послед (плаценту — прим. PPcorn) в землю и сажать на этом месте дерево, за которым потом ухаживают родственники новорожденного, и его крестные родители. Когда малыш подрастает, это дерево должно научить ребенка ответственности, так как именно он потом о нем заботится, как о символе начала своей жизни, и обеспечивает ему духовную близость к месту рождения.

8. Повыше от земли, Бали.

Современные малыши с младенчества много времени проводят на полу, но только не на Бали. Балийцы считают, что все новорожденные дети являются божественными существами, поэтому первые 210 дней после появления на свет, их ноги не должны касаться земли. Как только процесс соприкосновения с землей все-таки происходит, ребеночек становится человеком, переступая символическую границу.

9. Тринидад и Тобаго: деньги и дети.

В стране Тринидад и Тобаго, новорожденному принято дарить деньги, причем вручают их не родителям, а непосредственно малышу, прямо в руки, чтобы даровать ему благословение и процветание. Также здесь не принято приходить в дом где родился малыш после 6-ти часов вечера, так как местные жители уверенны, что вечерняя роса вызывает у малыша отвращение.

10. Двадцать имен для одного ребенка в Нигерии.

В Нигерии с наступлением седьмого дня, если родилась девочка, и девятого, если на свет появился мальчик, проводят необычную церемонию, наделяя ребенка определенными свойствами, благодаря разным вкусовым ощущениям. Малышу дают воду, чтобы оградить от врагов, пальмовое мало для легкой жизни, горький орех Кола для долголетия, и соль с перцем для счастья, смысла жизни и множества эмоций. Кроме того, в этот день малышу дают имя, которое состоит из нескольких независимых имен. У новорожденного малыша есть фамилия, имя, обозначающее обстоятельства, при которых он был рожден, к примеру, Иетунде (в переводе «возвращение матери» — прим. PPcorn), если перед появлением на свет малыша, в семье умерла пожилая женщина. Кроме того, родители дают своему ребенку имя, указывающее, на то, чего они хотят для своего малыша, например, Титилаио (вечное счастье). После того, как родители объявляют имя своего ребенка, они предлагают всем родственникам по желанию, добавить к этому имени дополнительные, но прежде чем они это сделают, нужно положить деньги для малыша в специальную корзину. К концу такой церемонии у малыша может появится более 20-ти имен, а собранные деньги кладут ребеночку на банковский счет.

11. Малайзия и СПА-процедуры для мамы.

Стать мамой в Малайзии очень приятное событие, ведь сразу после рождения ребеночка о маме начинают очень тщательно заботиться. Такая традиция называется патангу и является периодом заключения для новоиспеченной матери, который длиться целых 44 дня. В течение этого времени женщине делают горячими камнями, чтобы очистить детородные органы, и лечебные процедуры для всего тела, чтобы исправить все послеродовые изменения кожи и восстановить женственность мамочки. В этот период, мама не делает ничего, кроме процедур заботы о ребенке, а все домашние дела ложатся на плечи родственников, или наемных людей.

12. Определение пола в США.

Очень часто, американцы просят врача УЗИ не говорить им пол будущего малыша, а написать его на бумажке и запечатать в конверт. Такой конверт отдают кондитерам, которые должны испечь торт. Будущие родители назначают дату праздника определения пола, на который зовут всех родственников и друзей — «Gender reveal party», и торжественно разрезают торт. Если у такого торта начинка голубая - родится мальчик, а если розовая - девочка.

Как видите, в разных странах, к рождению малыша относятся совершенно по-разному, но несомненно, это очень знаменательное и трогательное событие, поэтому всем без исключения родителям хочется, чтобы оно запомнилось на всю жизнь, а какие традиции и мероприятия для этого использовать личное дело каждого.

Некоторые из нижеприведенных обычаев могут показаться вам забавными и интересными, другие же, в свою очередь, довольно странными и жестокими. Сегодня вы узнаете о десяти самых странных традициях, так или иначе связанных с детьми.

10. Купание новорожденных в кипящем молоке

Караха Пужан – странный обряд, который практикуется в ряде областей Индии. Согласно ему, отец должен искупать новорожденного сына в кипящем молоке. Ритуал обычно проводится в индуистских храмах. Вся церемония сопровождается чтением мантр индуистскими жрецами. Молоко обычно варят в глиняных горшочках, а как только оно закипает, отец ставит ребенка в горшок с кипящим молоком и сверху поливает его из другого горшка. Но на этом ритуал не кончается, после обливания младенца настает очередь его отца. Согласно самим последователям этой традиции, основная ее цель – умилостивить богов, чтобы ребенок вырос счастливым.

9. Младенцы, спящие на улицах при минусовых температурах


Для жителей Швеции вполне привычным делом является оставлять своих детей спать на улице, даже в минусовые температуры. И хотя нам с вами может показаться это довольно рискованной затеей, многие шведские родители не согласятся с нами. Наоборот, они считают, что привычка к холодным температурам закалит их детей и защитит от многих болезней. Более того, сон на открытом воздухе считается более полезным и крепким. Эта привычка свойственна не только лишь родителям, многие центры по уходу за детьми также практикуют это занятие.

8. До трехмесячного возраста младенцам нельзя касаться земли


На Бали, в Индонезии, существует странный обычай, согласно которому младенцам в возрасте до трех месяцев запрещается касаться земли. Причина кроется в том, что местные жители считают, что все это время ребенок неразрывно связан с духом, и прикосновение к земле обязательно осквернит его. Многие жители Бали считают это правило священным. Все первые три месяца жизни дети проводят на руках у всего семейства. Более того, зачастую вся деревня помогает молодой семье нести это тяжкое бремя.

7. Сохранение пуповины


В культуре Японии пуповине придается огромное значение. Оно настолько велико, что матери здесь хранят пуповины своих детей в специальных коробочках, называемых Котобуки Бако. Согласно древней легенде, этот обычай зародился тогда, когда первые женщины захотели оставить себе что-то в память о родах. Внутри коробки обычно находится кукла, одетая в кимоно, символизирующая ребенка, а пуповина обычно скрывается внутри куклы.

6. Купание в холодной воде


В Гватемале вполне обычным явлением считается купание детей в холодной воде. Матери верят, что это принесет пользу их детям. Такие ванны обычно помогают избавиться от сыпи и делают сон младенцев более крепким. Несмотря на все преимущества этого метода, вероятно, он не сильно по душе самим объектам заботы.

5. Дети сами предсказывают свое будущее


В Армении часто можно встретить довольно эксцентричный ритуал, который называется (Agra Hadig). Его обычно проводят, когда у ребенка появляется первый зуб. Ребенка кладут на стол, на котором уже находится множество предметов, таких как книги, ножи, ножницы и другие. Считается, что первый предмет, к которому потянется малыш, и предопределит его будущее. К примеру, если ребенок коснется ножа, то он может вырасти хирургом, если книги, то священником или пастором, а если денег – то банкиром. В ритуале участвуют только женщины, а в его процессе на стол подается лишь сладкое.

4. Принуждение детей плакать


Японский фестиваль Накизумо проводится каждый апрель в храме Сэнсо-дзи в Токио. В ходе этого праздника организуются конкурсы по плачу среди детей. Родители детей-участников считают, что этот ритуал придаст им в будущем здоровья и отгонит злых духов. Конкурс заключается в том, что на ринг выходят два борца сумо, каждому из них выдают по ребенку. Первый, кто заставит малыша расплакаться, считается победителем. Если дети начинают плакать одновременно, то победителем считается тот, чей ребенок громче кричит.

3. Плевки в детей


Обычно при виде младенца все начинают сюсюкать и любоваться им, но в Болгарии дела обстоят по-другому. После приветственных похвал здесь детей ожидает самый настоящий плевок. Это своеобразная церемония защиты от сглаза, когда малыша пытаются очернить всеми способами, чтобы никто не смог его сглазить.

2. Прыжки через детей


Все родители желают своим детям самого лучшего, но мало кто осмелится ради этого рисковать их жизнями. Но в испанской деревне Кастрильо-де-Мурсия считают иначе, многие родители здесь участвуют

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком -- будь то рождение, смерть или болезнь -- подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Обряды рождения

В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности акушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» -- рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. В некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.

Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право - находится лево, где верх - находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи - ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения . Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

Пострижини (обряд первого постригания ребенка) - празднование годовщины со дня рождения ребенка. На этот юбилей обязательно приглашали крестных родителей. Посреди комнаты на полу расстилают шерстью вверх кожух (как оберегов знак - символ благосостояния), сажают на него мальчика, отец на кожуха бросает немного денег, чтобы жизнь ребенока богатая и счастливая была. Приемный отец выстригает своем крестнику немного волос накрест. Сегодня в этот специфический ритуал часто ребенку выстригают крестик символически с четырех сторон, немного выстригают волосы спереди, сзади и с обеих сторон над ушками, что должно уберечь ребенка от злых сил со всех сторон.

Девичий вид пострижения - это обряд заплетания, торжественное плетение накрест первых косичек. Для этого ритуала родители приглашали крестную мать, которую после выполнения обряда одаривали. До сих сохранился обычай: в день рождения ребенка мать печет пироги. Выбрав самый большой из них и поставив его на макушку головы ребенка, влечет символически ребенка за уши вверх, приговаривая, что в следующем году она выросла не менее чем на высоту пирога.

Публикации раздела Традиции

«Детские» русские традиции

Ч то такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции , которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно - о происхождении некоторых устойчивых выражений.

Что такое «принести в подоле»

Кирилл Лемох. Новый член семьи. 1890. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Кирилл Лемох. Новое знакомство. 1885. Государственный Русский музей

Иван Пелевин. Первенец. 1888. Государственный Русский музей

В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки - в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.

«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле - вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге».

Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»

Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.

В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен» . «Носить в подоле» означало также «баловать».

Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»

Аким Карнеев. Крестины. 1860-е. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Николай Богданов-Бельский. В церкви. 1939. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

Петр Коровин. Крестины. 1896. Государственная Третьяковская галерея

«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий , заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».

Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!

Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери - скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.

Время первой стрижки

Кирилл Лемох. Варька. 1893. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Николай Пимоненко. Вечереет. 1900. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Харитон Платонов. Крестьянская девочка (Молоко пролила). 1876. Томский областной художественный музей

В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» - помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу - это олицетворяло будущее богатство.

Мышка вместо Зубной феи

Николай Богданов-Бельский. Новая сказка. 1891. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск

Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская краевая картинная галерея

Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея

История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»

В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки - сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться» .

Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.

Появление на свет нового человека – это своего рода таинство. И с давних времён люди особо отмечали это знаменательное событие, совершая ритуальные действия и специальные обряды. Чудо рождения вызывало не только радость, но и страх, поскольку люди верили, что в момент рождения открываются врата между потусторонним и этим миром, а потому следовало оградить в первую очередь мать и дитя от козней злых духов, чтобы они не смогли навредить их здоровью и благополучию.

Например, в древней Руси срок наступления родов скрывали до последнего – боялись сглаза, а повитуху вели к роженице окольными путями и огородами, чтобы не дай Бог кто-нибудь не увидел. Имя новорожденному полагалось давать в тот же день, и сразу же назначался день крещения.


К некрещёным детям относились с опаской, их нельзя было целовать, разговаривать с ними или же одевать на них одежду (некрещёных младенцев заматывали только в пелёнки). Причём в некоторых русских сёлах мать не имела права обращаться по имени к своему малышу, пока не будет проведён обряд крещения.

По сути дела, такие дети считались некими бесполыми существами, которых даже не считали членами семьи. Интересно, что крёстным отцом или матерью младенца мог стать шестилетний ребёнок или даже очень старый человек, впрочем, такое случалось нечасто.



Особо важным периодом для новорожденного и его матери считались сорок дней. Считалось, что в это время ребёнок особенно беззащитен перед потусторонними силами, а потому над его колыбелью вешали обереги, амулеты, а матери нежелательно было покидать дом или выходить за пределы двора - она должна была всё время находиться возле малыша.

Жители Алтая при рождении наследника никому не давали огня из своей юрты в течение тех же сорока дней, а иногда и на протяжении года. Считалось, что это нужно для счастья ребёнка. Вообще у многих народов не приветствовалось, когда в дом к родильнице заходили чужие люди. У греков на дверях дома, где только родился ребёнок, вешали специальные «опознавательные» знаки: венок из оливковых веточек означал, что родился мальчик, а повязка из овечьей шерсти говорила о том, что родилась девочка. Войти в такой дом было всё равно, что осквернить его.



При родах особенное внимание уделялось процессу перерезания пуповины. Например, чтобы мальчик стал сильным и здоровым, чуваши обрезали пуповину младенца на сугубо мужских орудиях труда, а у девочек на женских – веретене, прялке. У мусульман, если родители желали видеть своего сына воином, пуповину ребёнка обрезали мечом, а если ему прочили стезю учёного или мудреца – то каламом (письменной принадлежностью).

Специальные обряды, помогающие вырасти ребёнку здоровым и сильным, мягко говоря, иногда довольно своеобразны. Например, в индийском штате Махарашта мусульмане бросают новорожденных младенцев со стены одного из храмов, высота – сущий пустяк. Каких-нибудь 15 метров. Конечно же, детей внизу ловят на растянутую ткань. Полагается, что после этой процедуры все дети вырастут смелыми, здоровыми и им будет сопутствовать удача.



Чтобы не дать завладеть злым духам душой младенца, их всячески старались запутать и обмануть. В Чувашии родители младенца пытались показать потусторонним силам, что это ребёнок не их, и что его просто нашли или «купили». Для этого разыгрывался небольшой спектакль, в котором повитуха украдкой выносила ребёнка из дому, а потом протягивала его родителям в окно, и предлагала купить его. Иногда духам «показывали», что младенца нашли в воде или даже в мусоре. С этой целью младенца клали в ведро, и повитуха отправлялась «за водой».

Подойдя к колодцу (реке, озеру) она касалась днищем ведра воды, а затем возвращалась назад, и предлагала родителям приобрести свою «находку», что те и дели за определённую плату. Стараясь запутать нечистую силу, детям давали имена, несоответствующие их полу, мальчикам – женские и наоборот. Или же вообще давали названия птиц, животных или неодушевлённых предметов. Нередко у ребёнка было два имени, одно было известно всем, а второе – только близким людям. Этот обычай кое-где имеет место и до сих пор.



Что же касается праздника дня рождения, то у разных народов его отмечают по-разному, и если жители Европы отмечают эту дату каждый год, то многие мусульмане из Африки и Азии имеют возможность отметить свой день рождения всего два раза в жизни: собственно при рождении и в возрасте пророка, то есть в 62 года.