Джек стерджесс фотоработы без. Джок Стёрджес: «Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. А родные дочери

Если в одном из поисковых сервисов, Google или Яндекс, набрать всего две буквы, «д» и «ж», среди наиболее популярных запросов появится: «Джок Стёрджес». Кто же это такой, кто по популярности среди пользователей русского Интернета затмил Джину Лоллобриджиду и Джека Николсона?

Джок Стёрджес (Jock Sturges) - известный американский фотограф. Он родился в 1947 году в Нью-Йорке, на западном берегу Соединенных Штатов. Однако большую часть своей жизни он прожил на восточном побережье страны: в Калифорнии, в Сан-Франциско. Сейчас Стёрджес проживает в Сиэтле, штат Вашингтон. Те, кто смотрел сериал «Анатомия страсти» («Grey"s Anatomy»), наверняка запомнили контур этого современного и красивого города на побережье Тихого океана.

В конце 1960-х годов, когда Джок закончил общеобразовательную школу, в США еще был обязательный призыв в армию. Стёрджес проходил воинскую службу в Японии. Там же он добился первых успехов в фотографии, которая впоследствии стала делом его жизни. Стёрджес стал главным фотографом военной базы.

Демобилизовавшись в 1970 году, Джок Стёрджес продолжил образование сначала в колледже Мальборо в штате Вермонт. Он получил первую степень по педагогике, что позволило ему работать преподавателем фотографии. Одновременно Джок работал фотографом в различных рекламных агентствах, участвовал в выставках. В его портфолио постепенно накапливались выразительные фотоработы, а сам он вырабатывал свой стиль и искал собственную тему.

В 1978 году Стёрджес переезжает в Калифорнию, живет и учится в Сан-Франциско. Сан-Франциско - город красивый, яркий и, можно сказать, дерзкий. Люди, проживающие здесь, готовы прорывать все барьеры, и научные, и технологические, и нравственные тоже. Достаточно сказать, что борьба за свои права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией началась именно здесь.

И достаточно сказать это, чтобы кое-кто тут же начал брызгать слюной и трясти кулаками, называя этот красивый и стильный город в лучшем случае гнездом порока. Окститесь, товарищи, позвольте продолжить.

В 1985 году Джон Стёрджес заканчивает обучение в Институте Искусств в Сан-Франциско и получает вторую степень в области искусств. Но что такое ученая степень в области искусств? Там, где самое важное не то, какие предметы ты выучил, а то, что ты сам можешь предложить «городу и миру» Самое главное для фотохудожника, как и для художника вообще

Свою тему Стёрджес нашел еще в конце 1970-х годов. Побывав на пляжах Нормандии и Бретани, а также на пляжах западного побережья Ирландии он начал фотографировать нудистов, которых на этих пляжах было довольно много.

Пляжи Нормандии привлекали еще импрессионистов. Многие из них кучковались вокруг роскошных городов-курортов Довиль и Трувиль. Здесь было все для развлечения богатой публики. Виллы, казино, модные магазины (Коко Шанель начинала в одном из них), шезлонги, в которых богатые мужчины и красивые женщины сидели, любуясь темно-синей поверхностью океана и дыша соленным воздухом. И купальни, в которых и те, и другие окунались в прохладные воды, одевши смешные для нас купальные костюмы конца 19-го - начала 20-го века.

Но пляжи Нормандии настолько протяжены, что там можно было довольно легко отыскать место совершенно пустое и дикое, да еще к тому же слегка прикрытое дюнами. Самое то, чтобы, не раздражая общественного мнения (даже во Франции того времени весьма консервативного), побеситься. Сбросить с себя одежку и побегать по бережку, в чем мама родила. Испытывая удивительное чувство возвращения в детство, когда обнаженное тело не вызывало никаких порочных эмоций.

И, кстати, если кто-то подумает плохо, представив оргии на пляжах, то, во-первых, да будет ему стыдно (как сказал один английский король, придумав орден Подвязки). А во-вторых, пусть он попробует представить эти пресловутые оргии на песке поподробнее. Пусть ляжет на мелкий песочек и немного по нему покатается. Впечатление получит незабываемое независимо от пола. Мелкий песок, забивающийся во все отверстия - то еще удовольствие. Нет-нет, только не оргии, только чистый и непорочный нудизм!


Черно-белые фотографии нудистов были сделаны Джоком Стёрджесом мастерски. И, что характерно, совершенно асексуально. Тот, кто пробовал фотографировать ню, знает, что эти фотографии могут быть вызывающе эротичными, а могут быть совершенно не привлекательными с этой точки зрения. Дело в позе, которую придумает для модели и «поймает» своим объективом художник. Так что снять асексуальную обнаженку - для этого требуется мастерство. И, кстати, асексуальность снимков лучше всего передает чувства людей, собирающихся в нудистские сообщества. Они не хотят потрахаться на берегу, потому что знают, как это противно. О чем уже было сказано в предыдущем параграфе.

Начав съемки нудистов в Европе, Стёрджес продолжил их на бесконечных пляжах Калифорнии, где тихоокеанская вода еще холоднее, чем волны Северной Атлантики. Это по-прежнему были черно-белые фотографии, снятые специальным объективом, который позволяет зрителю разглядеть красоту тела, не слишком его приближая, чтобы не сделать уродливым. А сделать это довольно просто. Вспомните, как Лемюэль Гулливер описывал свои прогулки по телам местных красавиц в Стране Великанов. Бр-р-р и еще раз бр-р-р!

В глазах многих россиян (а еще раньше, в глазах жителей советского государства) Америка представала притоном разврата! Ах, стриптиз, ах, «Playboy»! Ужас, ужас, ужас!!! Между тем, Америка - страна в основном с протестантской моралью. Протестанты - это христианские фундаменталисты, и взгляды их на вопросы взаимоотношения полов и на вопросы общественной морали весьма коррелируют со взглядами фундаменталистов исламских. Но они живут в обществе, где никто не вправе навязывать своих взглядов другим. Волей-неволей даже фундаменталистам приходится ограничивать свой пыл в борьбе за нравственность (как они ее понимают) рамками семьи или общины. Волей-неволей приходится соблюдать взаимную терпимость. Терпимость взаимно выгодную. Ведь если ты не будешь навязывать другим свои взгляды, то и другие не смогут навязывать свои взгляды тебе. Смотреть фотографии обнаженной натуры имеют право только те, кто это желает. Те же, кто считают такие фотографии аморальными, смотреть на них не обязаны. Могут тихо стоять в сторонке и радоваться, что никто не заставляет их смотреть на то, что они считают развратом. Как говорит хорошая русская поговорка:

«Не любо - не слушай, а врать не мешай»

Взаимная терпимость (она же толерантность) предполагает, что запрещать можно только то, что противоречит закону. И что запрещать это могут только те, кто на это уполномочен, то есть судьи. При этом перед судьей предстают представители обоих мнений, каждый из которых свою правоту должен доказать. Никто и никаким другим образом не может человеку ничего запретить. Пусть даже этот человек бегает по пляжу без одежды. Или же если другой человек такое безобразие (?) фотографирует.

Джок Стёрджес столкнулся с законом, когда стал фотографировать обнаженных девочек в период полового созревания («Лолит»). Власти решили, что это - детская порнография, демонстрация которой законом запрещена. В 1990 году 25 апреля полиция и агенты ФБР ворвались в студию, где работал фотограф и конфисковали фотоаппараты, негативы, готовые фотографии и компьютер, в котором хранились другие фотографии, сделанные Стёрджесом.

Доказывать свою правоту фотографу пришлось больше года. В результате судебного разбирательства фотографии Джока Стёрджеса порнографией признаны не были. Действия полиции и ФБР были признаны неправомерными. Суд Сан-Франциско не признал фотохудожника виновным и никаких обвинений против него не выдвинул.


Подобные процессы поднимают популярность деятелей искусства. Так было и в 19 веке, когда многие художники провоцировали общественное мнение, чтобы добиться популярности, а с нею славы и признания. Джок Стёрджес тоже стал известным благодаря скандальному процессу. За время, прошедшее со времени суда он издал более 10 персональных фотоальбомов. Его работы начали охотно покупать, галеристы с не меньшей охотой организовывали его персональные выставки. Но и другая сторона не успокаивалась. Против художника не раз выступали пуританские общины Америки. Религиозные активисты устраивали пикеты возле магазинов, которые продавали фотоальбомы Джока Стёрджеса. Пуританские общины несколько раз выдвигали против Стёрджеса новые обвинения. Но поскольку в США существует прецедентное право, иски против фотографа проигрывались на основании того, самого первого, приговора.

Почему же Джок Стёрджес стал столь знаменит в русском сегменте Интернета?

Потому что 7 сентября 2016 года в Москве была открыта его первая выставка в России, которая называлась «Без смущения» (Я бы перевел название «Absence of Shame», как «Без стыда»). Планировалось, что выставка будет работать до 30 октября 2016 года.

И вдруг, по прошествии двух с половиной недель, одна известная дама, член Госдумы, вдруг заметила, что эта выставка - публичная демонстрация детской порнографии. При том, что Джок Стёрджес, уже наученный горьким опытом, имел все документы, свидетельствующие, во-первых, что все съемки производились с согласия моделей, а во-вторых, что обнаженными на представленных фотографиях были сняты только совершеннолетние модели. Копии документов были в наличии у организаторов выставки в Москве. Кроме того, посетители до 18 лет на эту выставку не допускались.

Но здесь вам не Америка. Появились какие-то общественники, облаченные в какую-то униформу, представляющие какую-то общественную организацию и телами закрыли доступ на выставку. Ах, как это было героически! Ах, как это было духоподъемно! Ах, как это было скандально!

Российские ревнители нравственности, в конце концов, наступили на те же грабли, что и ревнители нравственности американские. Скандал сделал выставку популярной. Через несколько дней ее возобновили, и она проработала до конца сентября, приняв за неделю, наверное, раза в три больше посетителей, чем это было бы без скандала.

А Джок Стёрджес, благодаря случившемуся скандалу, получил свою долю славы в России. Чему подтверждением - выдачи самых популярных запросов к поисковым системам Интернета, начинающихся на буквы «д» и «ж».

Полезные ссылки:

Выставки

Первая в России выставка художника, «Джок Стёрджес. Без смущения» («ABSENCE OF SHAME») была открыта 7 сентября 2016 года в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер . Планировалось, что она продлится до 30 октября .

По мнению старшего научного сотрудника Российской академии художеств Ирины Чмырёвой, те, кто видит в фотографиях Д. Стёрджеса сексуальную призывность, насыщают его изображения своим опытом и своим видением. Тогда как фотографии Д. Стёрджеса содержат лишь образы хрупкой и беззащитной красоты.

Снимки Стёрджеса, выставленные в Москве, были переданы на экспертизу, которая не выявила в них порнографии . Экспертизу провела сотрудница Центра криминалистических экспертиз Алеся Аксенюк, которая ранее признала порнографическим видеоролик, за репост которого осудили воспитательницу Евгению Чудновец .

Издания

  • The Last Day of Summer (1991, Aperture, NY) ISBN 0-89381-538-1
  • Radiant Identities (1994, Aperture, NY)
  • Evolution of Grace (1994, Gakken, Tokyo)
  • Jock Sturges (1996, Scalo, Zürich)
  • Jock Sturges: New Work, 1996-2000 (2000, Scalo, Zürich)
  • (2004, Paul Cava Fine Art, Bala Cynwyd, PA)
  • Jock Sturges: Notes (2004, Aperture, NY)
  • Misty Dawn Portrait of a Muse (2008, Aperture, NY)
  • Jock Sturges Life Time (2008 Steidl)
  • Montage (Graham Webb International)
  • Standing on Water (1991, Catalogue of Portfolio published by Paul Cava Fine Art, Philadelphia)
  • Jock Sturges Color (Catalogue of Portfolio published by Ataraxia, Bensalem)
  • Line of Beauty and Grace (2007 Amadelio Films) Documentary

Ограниченным тиражом и оригиналы фотографий:

  • Standing On Water (Paul Cava Fine Art, 1991)
  • Jock Sturges: Twenty-Five Years (Paul Cava Fine Art, 2004)
  • Jock Sturges Platinum (Russell Levin Gallery Monterey California 2007)

Его фотографии были использованы для оформления обложек трёх романов американской писательницы Дженифер Макмахон: «Обещание не говорить en », «Остров потерянных девушек» и «Раздетый».

В культуре

О жизни и творчестве Джока Стёрджеса был снят фильм «Линия красоты и грации: Джок Стерджес». Его премьера состоялась в 2008 году в Германии. В России премьера фильма состоялась в 2016 году в Екатеринбурге в центре «Март».

См. также

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #119294575 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. Union List of Artist Names
  3. RKDartists
  4. Jock Sturges @ The Lumiere Brothers Centre for Photography // doc! photo magazine, 19 AUG 2016 (англ.)
  5. Выставка Джока Стёрджеса открылась в Москве / Сайт клуба «Российское Фото», 7 сентября 2016
  6. Джок Стёрджес. Без смущения. 8 сентября-30 октября 2016 года - Афиша сайта Photographer.Ru
  7. Мизулина потребовала закрыть выставку «педофильских» фото в центре Москвы , «NEWSru.com » (24 сентября 2016). Дата обращения 25 сентября 2016.

25 сентября представители организации «Офицеры России» заблокировали вход на выставку Джока Стёрджеса, которая с 8 сентября проходила в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. Роскомнадзор признал работы фотографа порнографическими, из-за чего экспозицию и вовсе пришлось закрыть. Фотограф и журналист Ирина Попова объясняет, почему творчество Стёрджеса - это не порнография, а искусство.

Джок Стёрджес

Американский фотограф. На протяжении 40 лет фотографировал семьи своих друзей, живущих и отдыхающих на побережьях Калифорнии и юга Франции. Во второй половине 1990-х годов лидер Евангельской церкви Рэндалл Терри стал призывать к уничтожению фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и Салли Манн, считая, что они оскорбляют чувства верующих. Против фотографа было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии закрыли. Работы Стёрджеса являются частью коллекций Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Музея современного искусства во Франкфурте.

Да, его снова закрыли. Джока Стёрджеса, известного фотографа, «певца обнаженной натуры», не дали показать в «центре столице нашей Родины, в трех минутах от Кремля». Последний штамп я повторила из интервью с Антоном Цветковым, главой НКО «Офицеры России», специально чтобы отразить это ощущение неживой речи, отсутствия смыслов, а лишь повторения зазубренных формулировок, будто говорит механический органчик в голове градоначальника из известной повести Салтыкова-Щедрина.

Люди в форме стояли в ряд, блокируя вход на экспозицию. Зрелище напоминало кадры из рэкета 90-х. Действительно, в обход закона, постановлений и вообще какого-то вмешательства государственных органов какие-то люди из какой-то группировки подменяют собой власть, куда-то врываются, что-то штурмуют. Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

В комментариях на странице самой галереи братьев Люмьер граждане усердствуют с употреблением лексики типа «порочность» и «аморально». Обнаженные подростки вызывают у них ужас, страх, непонимание и слепую ярость.

В Москве (где, по разным подсчетам, проживает от 12 до 20 миллионов человек), есть место всему — в том числе цветущему пороку и разврату. Можно позвонить по телефону и вызвать на дом, в гостиницу, в машину кого угодно и для чего угодно. С другой стороны, на пляже можно обозревать сколько угодно голых копошащихся в песке детей. То есть запретным является не сам «разврат», а переход его на территорию искусства, эстетизация того, о чем говорить страшно и неудобно. А именно о том, что все мы рождаемся облаченными в телесную оболочку.

Так почему же фотографии с изображением обнаженных детских тел — это шедевр? На то существует несколько причин.

Причина первая

Одной из функций искусства является разговор о прекрасном. С древних времен история визуального искусства была проникнута особым вниманием к обнаженной натуре. В культуре Древней Греции и Рима скульптуры идеальных или близких к идеальным тел, не исключая детей, носили поучительный характер: они представляли пример для подражания и услаждали глаз. Фотографии Стёрджеса в этом смысле в высшей степени прекрасны. В них совершенно все: и тела, и лица, и та обстановка, в которой эти люди живут. Они словно возвышенные существа на фоне природы, которые гораздо больше отрешены от физиологии, чем, например, жирные ангелочки на классических барочных полотнах.

Причина вторая

Эти изображения — гораздо больше, чем просто объекты. Здесь мы говорим не просто о «голых детях», а о том, как они изображены, а это не одно и то же. Это еще и камера-посредник, и стиль, и цветовая гамма, и даже структура зерна. Мастерством мы называем именно сочетание всех этих элементов: объектов и формы. И здесь мы видим отменное мастерство.

Маленький тест для людей, не посвященных в таинство фотографии. Попробуйте расслабить взгляд и полностью отрешиться от изображенных объектов. Минуту разглядывайте просто светлые и темные пятна, сочетания линий, движения композиции. Пускай эти пятна и линии заставляют взгляд путешествовать, как по географической карте, или превращаться в непосредственный эмоциональный танец. Если фото вызывает при этом ощущение магической гармонии, значит, речь идет о хорошей фотографии.

Причина третья

Пожалуй, главная отличительная черта работ Стёрджеса - в том, что у зрителя с открытыми глазами и умом они призваны расширять границы познания о мире. Они способны вызывать общественную дискуссию, и именно в этом их главный смысл. То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема. И, беря на себя удар морально-этических вояк, эти работы решают важную общественную задачу — определить значимость этой темы для современного мира.

То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема.

Слово «педофилия» оказалось фаворитом медийных заголовков всего несколько десятков лет назад. До этого детей в сексуальном ключе рассматривали только откровенные психи. Теперь при виде голых детей об этом думают практически все — появляется смутный всесторонний страх. При этом общественная мысль идет в совершенно противоположном направлении. Создавая подсознательный истерический страх перед любой детской телесностью, мы разрушаем сам феномен детства, где нагота не отягощена половой функцией, но является представителем всего того непосредственного, легкого, естественного, что связано с детством.

Получается, эти фотографии, призванные говорить о прекрасном, вскрывают затхлые гнойники общества, отражая все уродливые страхи, живущие в нас самих.

Ближе всего по духу к работам Джока Стёрджеса стоит Салли Манн, которая фотографировала собственных детей на лоне природы.

Выставка работ Джока Стерджеса «Без смущения» спровоцировала педофильский скандал. ФОТО. 18+

Выставка скандального фотографа Джока Стерджеса «Без смущения», проходящая в Центре фотографии имени братьев Люмьер, привела к обвинениям в педофилии. В частности, свое возмущение выразила Член Совета Федерации Елена Мизулина.

Член Совета Федерации Елена Мизулина назвала "педофильской" выставку работ американского фотографа Джока Стерджеса под названием "Без смущения", проходящую в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве.

"Эта выставка - публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки. Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это - самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта", - говорится в заявлении Мизулиной.

Часть натурщиц Джока Стерджеса - обнаженные девочки.

По словам самого фотографа, его работы представляют собой изображение женской натуры в периоды полового созревания. Персонажи других снимков фотографа - посетители нудистских пляжей Франции, Ирландии и Северной Каролины. Всего на выставку в Москву было привезено около 40 работ разных лет.

Джок Стерджес. Без смущения. 18+

Джок Стерджес известен тем, что в его поле зрения, как правило, попадают девочки в период полового созревания. Ранее это привлекло внимание правоохранительных органов США.

25 апреля 1990 года в студию Джока Стерджеса в Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т. д. Разбирательство длилось более года.

Художественное сообщество США и Европы выступило в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Франциско не выдвинул Джоку Стерджесу никаких обвинений.

А его популярность после этого возросла.

С тех пор он издал более 10 персональных альбомов, организовал немало персональных и принял участие в не меньшем количестве групповых выставок, его работы начали охотно покупать.

Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили протестантские общины США. Их активисты пикетировали магазины книг, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стерджеса. Пуритане также неоднократно обращались в суд. В частности в конце 1990-х в штате Алабама им удалось запретить фотографии Джока Стерджеса как "фотографии лиц моложе 17 лет, которые осуществляют неприличные действия".

Сам фотограф комментировал так: "Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине".

Стерджес также известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Несмотря на нападки на Стерджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности.

Стерджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. На протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих.

"Нагота здесь ничего не значит... Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения", – говорит автор.

Стерджеса, по его словам, интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: "Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях".

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.