Cатья Саи Баба. Сатья саи о россии Гуру баба

Сатья Саи Баба (Sathya Sai Baba, 23 ноября 1926 - 24 апреля 2011) - известный индийский гуру, почитаемый своими последователями как аватара, живое божество, духовный учитель и чудотворец.

Сатья Саи Баба родился в небольшой деревне Путтапарти (штат Андхра-Прадеш, Южная Индия). Он был четвёртым ребенком у простой и благочестивой супружеской пары. Его назвали Сатьянараяна Раджу. В мае 1940 года, в возрасте 14 лет Сатьянараяна Раджу объявил себя воплощением Саи Бабы из Ширди. Саи Баба из Ширди, несмотря на то, что был брахманом по рождению, прожил жизнь мусульманского святого в деревне Ширди и умер в 1918 году. Перед смертью он предсказал, что вновь родится спустя 8 лет.

В октябре 1940 года в возрасте 14 лет Сатьянараяна Раджу провозгласил себя Сатья Саи Бабой, оставил родительский дом и приступил к выполнению своей миссии, заключавщейся в возрождении общечеловеческих ценностей, лежащих в основе мировых религий: истины, праведности, мира, любви и ненасилия.

В 1950 году в Путтапарти был основан ашрам «Прашанти-нилаям» (или «Обитель высшего мира»). Современный ашрам - это небольшой город со всей необходимой инфраструктурой, отвечающей требованиям приезжих со всего мира паломников.

Саи Баба активно выступал с лекциями, обращаясь в них к опыту мировых религий и приводя примеры историй из священных писаний индуизма: «Рамаяны», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты». Саи Баба подчёркивал единство людей и равенство всех религий, в основе которых, по его словам, стоит один Бог.

Последователи Саи Бабы основали ряд благотворительных организаций по всему миру.

Книги (21)

Индию сравнивают с духовным маяком или колыбелью человечества. Её духовные изыскания до сих пор остаются неоценимы в полном объёме. Она дала и продолжает давать миру множество святых и учителей. В этой книге представлены изречения, наставления, практические советы, собранные из бесед, книг, лекций Сатья Саи Бабы, в настоящее время являющего признанным духовным лидером (учителем) человечества.

Данная книга изречений разъясняет смысловые аспекты человеческой жизни, природу души, механизм кармы, смысловую цель жизни, деятельности человека и способов достижения этой цели. Она абсолютно необходима тем, кто интересуется вопросами самопознания человека.

Йога действия

Служение, угодное Богу, - это бескорыстное служение людям. Служа другим, вы служите себе, имея редкую удачу очистить и изменить свое сознание.

Благодаря этой книге, составленной из изречений Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Аватара нашего времени, вы можете узнать об этой важнейшей духовной практике и испытать на себе истинность Его слов.

Лила Кайвалья Вахини. Космическая игра Бога

Лила Кайвалья Вахини (первоначально опубликованная в журнале "Санатана Саратхи" как серия статей) - это прохладный кристально чистый поток, который течет из под Божественного пера Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, чтобы растворить и убрать все препятствия, такие как сомнения и догмы, бесцельные аргументы и безосновательные фантазии садхака.

Саи Баба начал свой жизненный путь в ноябре 1926 года, а закончил – в апреле 2011 года. Он родился в южной части Индии, в маленькой деревушке Путтапарти, и рождение его, сопровождаемое таинственными знамениями, было предсказано знаменитыми астрологами мира. Саи Бабе пророчили миссию – стать милостивым спасителем всего человечества, показать пример истинного милосердия, любви и сострадания. Став духовным, индуистским гуру, он собрал миллионы преданных последователей своего учения, которые свято верили в него и считали живым воплощением бога. Но вот заядлые скептики, были уверены, что он ловкий мистификатор, каких немало было в нашей истории. Так кем же был Саи Баба, творивший неимоверные чудеса и поражавший паломников многочисленными исцелениями страждущих и больных, материализацией разнообразных предметов?!

Тайны и шокирующие предсказания Саи Бабы

Саи Баба призывал людей осознать свою божественную суть, стремиться к обретению любви в душе и духовности, призывал к взаимопомощи и всепрощению. В период с 2009 по 2010 годы он пророчил ужасающие катастрофы – наводнения, землетрясения, извержения вулканов, которые изменят ось нашей планеты и будут способствовать исчезновению целых континентов. Со слов Саи Бабы, обещанной многими предсказателями, ядерной войны не будет, и конец света в 2012 году – тоже не состоится, а вот бесчисленные эпидемии и катаклизмы будут вновь сотрясать мир.

Правдивость его пророчества о восхождении в марте 2010 года новой, знаменательной звезды, которая станет точкой отсчета начавшейся адской жары (до 73 градусов выше нуля), повального умалишения, бесчисленных мародерств и массовой гибели людей (25 % всего населения Земли) – остается под «большим вопросом» до сих пор. А вот пугающие новости о том, что в период с 2011 по 2012 год – 70 % населения, воды и суши США исчезнут навсегда, естественно, леденят душу и заставляют задуматься о нашей беспомощности перед природными стихиями. Слава Богу, Саи Баба ошибся или что-то перепутал, и астероиды с кометами, а также ядерные взрывы не уничтожили в 2010 году Англию, Испанию, Германию, Францию и Италию. Да и нам повезло, страны бывшего Советского Союза тоже не пострадали, а, ведь, должно было остаться всего 5 % людей. Пережили 2010 год и Южная Африка, Ближний Восток, Сан-Франциско, Шри-Ланка, острова Чагос, Шотландия, а должны были “дружно” погрузиться глубоко «в пучины вод».

Вновь, с замиранием сердца ожидаем, сбудутся ли предсказания Саи Бабы о конце 2011 – 70 % мирового населения будет уничтожено, а Южная Индия и Гималаи «поднимутся намного выше», зато настанет новое, духовное, праведное время, что «возвратит мир к спасительной Драхме». Безопасными, защищенными территориями останутся области Австралии, Индонезии, Новой Зеландии, Южной Индии и Африки. В Северном, Тихом, Индийском и Южном океанах образуются новые участки суши, которые заместят части материков, ушедших под воду.

После 2012 года на всей Земле будет преобладать новая энергия, начнется период расцвета в душах людей, будут массово рождаться дети с феноменальными, экстрасенсорными и люди станут бережно, с любовью относиться к окружающему миру, беречь природные богатства, ценить жизнь и верить в божественную силу внутри каждого, живущего на Земле. Изменится и система общего управления, миром будут править кшатрии и брамины, а «основой всего станет –

    Сто тридцать восемь лет назад родился тот, с чьим именем на устах прошло моё детство...Образ был очень светлый - дедушка Ленин...Тот недосягаемый идеал, к которому были устремлены многие детские души (пишу без сарказма)...Октябрята, пионеры, комсомольцы...все носили значки с его изображением. Потом уже, работая старшей пионервожатой, я рассказывала детям о тех светлых идеях Ильича, которые должны были осчастливить бедных и обездоленных; повязывала им красный пионерский галстук и учила с ними законы юных ленинцев. Пытаясь осмыслить сейчас, что же ЭТО было, могу подписаться под каждым ранее произнесённым словом для детской аудитории, ибо касались они понятий о честности, порядочности, внутреннего долга, дружбы и ответственности за ту страну, в которой живёт каждый из нас... А высказывание "Учиться, учиться и etc." было весьма обнадёживающим.
    Не подумайте, что я ностальгирую по прошлому... Мне хочется узнать, что чувствуют другие люди к тем далёким, и совсем близким временам, когда мы праздновали день рождения В.И. всей страной.
    Я не люблю дедушку Ленина, а отношусь к нему, как к исторической личности, необходимой на определённом этапе развития нашей страны.
    В этом смысле мне очень близки слова из писем Е.И. Рерих:
    ...в плане эволюции могут быть неблагодарные роли, которые должны быть кем-то выполнены… И часто эти роли выполняются не такими уже плохими духами, как их принято считать. И, конечно, эти роли распределяются великим Режиссером, иначе говоря, законом кармы. Но, несомненно, и эти соображения нелегко воспринимаются неподготовленными сознаниями, не задумывавшимися над величием и непреложностью закона причин и следствий.
    Между прочим, так ли уж велика разница между лицами, ввергающими целые народы в опустошительные войны из личных выгод, и указанным и порицаемым лицом? Ознакомьтесь с правдивой историей многих, вернее большинства, войн, какая бездна алчности, честолюбия, зависти и мстительности отдельных личностей ввергали страны в бездну несчастий! Жизнь так сложна, что, прежде чем вынести окончательный приговор, мы должны ознакомиться, именно, с истинными причинами, породившими те или иные губительные следствия. Конечно, несчастье человечества еще в том, что в большинстве случаев сильные духи, приверженные даже к светлой идее, понимают ее односторонне, нетерпимо и узко, отсюда и все разрушительные действия. История всех народов полна кровавых и отвратительных страниц. Сколько крови пролито за каждое новое строительство, за каждое новое учение или религию? Вот почему так необходимо человечеству спешно усвоить два великих понятия - Терпимость и Сотрудничество. Это две основы, на которых будет созидаться новая эпоха.

    Здесь на форуме уже прозвучали слова о "Великих Махатмах", в число которых Великими Учителями был зачислен и Ленин.

    А вот на какое высказывание Махатмы Ганди я наткнулась сегодня:
    Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным
    Во какие дела... В моём неспокойном уме стоко противоречий

    А может кто знает, говорил ли Свами чего-нибудь о В.И.?

    В общем...Как пелось в одной детской песне:
    " И вот распустился в назначенный срок
    К рождению Ленина красный цветок..."

    P.S. Но вот чего мне точно нравилось, так это название нашей страны - СССР. Для меня эти три буквы "С"...ну, сами понимаете. А вариант "USSR" - ещё лучше: United by Sathya Sai Republics. Объединил нас Господь в 1922 году, в пересменок своих Воплощений, а потом разъединил...На всё Его Святая Воля!
    ОМ ШРИ САИ РАМ!


    Никакой особой миссии у России не было, и нет!
    Народ России спасёт культура и искусство!
    Не надо искать никакую национальную идею для России, это мираж.
    Культура и искусство - основа всех наших достижений и успехов.
    Жизнь с национальной идеей неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии.
    Нетерпимость же обязательно приведет к террору.
    Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму.

    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999)


    Сегодня 23 февраля хочется поздравить всех защитников Отечества непобедимой России с праздником. Пусть всегда и везде будет мир, шанти, покой. Пусть все люди будут счастливы! Почему захотелось написать этот пост? Прочитал высказывание Сатья Саи Бабы:
    -Много лет назад, во время движения за освобождение, Я сочинил песню к сцене, где ребенок плачет, а мать утешает его и заверяет, что всё будет хорошо, и что не нужно беспокоиться о судьбе страны. Я пел её на сцене, положив резиновую куклу в колыбельку и потихоньку раскачивал её.
    Не плачь дитя моё, не плачь.
    А если будешь плакать, не назовут тебя доблестным сыном Бхараты.
    Усни, мой малыш усни.
    Ты испугался, что ужасный Гитлер вторгся в непобедимую Россию?
    Усни, мой малыш усни.
    Не плачь, мой малыш, не плачь.
    Красная армия уже марширует во главе со Сталиным.
    Он положит конец Гитлеру.
    Ты плачешь, потому что людям не хватает единства?
    Все соотечественники объединятся в борьбе за свободу.
    Усни, мой малыш усни.
    (стихотворение на телугу)
    (Из Божественного выступления Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на Международной конференции по вопросам образования 22 июля 2008 года).

Кто такой Саи Баба?

Шри Сатья Саи Баба родился 23 ноября 1926 года в Путтапартхи, штат Анантапур, в благочестивой и культурной семье Раджу. Однажды, когда ему было 13 лет, он объявил: "Я Саи Баба. Мои преданные зовут меня". Он вышел из дома, пошел в близлежащий сад и воспевал там для группы преданных, собравшихся вокруг него, первый свой бхаджан.

Известны два случая, когда Саи Баба воскресил из мёртвых. Это американец Вальтер Коуэн и индиец В. Радхакришна. Вальтер Коуэн умер в гостинице в Мадрасе. Два врача - один из них индиец, другой американец - независимо друг от друга и в разное время констатировали его смерть. Ему заткнули ноздри ватой и отправили в морг. Элси Коуэн, жена покойного, и её подруга миссис Ратанлал бросились к Саи Бабе, который в то время тоже находился в Мадрасе. Они приехали к Нему, и прежде, чем миссис Коуэн успела сообщить трагическую весть, Саи Баба сказал: "Вальтер жив". Так и было! "Он, Баба, пришёл в тот день в десять часов к Вальтеру, потёр его грудь - и Вальтер вернулся".

Когда господин В. Радхакришна умирал в Путтапарти, его жена бросилась к Саи Бабе просить о помощи. Баба сказал: "Не волнуйся, всё будет хорошо". В тот день её муж, казалось, умер, он потерял сознание, и районный медик, которого вызвали, пульса не обнаружил. "Шансов спасти от смерти господина Радхакришну - ноль", - сказал он.

К утру третьего дня тело окоченело и потемнело, и стал чувствоваться запах разложения. Когда кто-то посоветовал кремировать тело или отправить домой для ритуала захоронения, Баба ответил: "Посмотрим". В это время люди начали сомневаться и посмеиваться на Саи Бабой, который излечивал мгновенно, но, как они полагали, был не в состоянии помочь Радхакришне.

Днём, примерно в половине третьего, многие потеряли надежду на то, что Саи Баба может что-либо сделать, и жена Радхакришны тоже думала, что теперь уже слишком поздно, чтобы Баба, её Господь, смог помочь. Как раз в это время пришёл Баба, тотчас велел всем выйти из комнаты и закрыл за собой дверь. Через несколько минут Он открыл дверь и позвал их; и ко всеобщему удивлению Радхакришна был жив. Окоченелость, тёмный цвет кожи и запах - всё исчезло. Люди потеряли дар речи и были сильно напуганы... Тогда Саи Баба сказал Радхакришне: "Скажи им что-нибудь; они в волнении". "Зачем волноваться, - сказал воскресший, - у меня всё в порядке". Баба повернулся к его жене и сказал: "Я вернул твоего мужа. Дай ему выпить горячего".

Впервые Саи Баба проявил свою власть для умножения пищи в начале сороковых годов. Ему было немногим более четырнадцати лет. Когда собирались толпы людей, чтобы послушать Его учение и увидеть Его чудеса, Он всегда настаивал на том, чтобы накормить их, даже если приготовленной по этому случаю пищи было явно недостаточно. Он обычно разбивал друг о друга два кокосовых ореха, брызгал соком на маленькие горки риса и в кастрюли с различной едой, а затем давал знак начинать раздачу пищи всем, кто пришёл или кто мог ещё придти до вечера. Все не только были сыты, но оставшейся пищи хватило бы накормить ещё многих.

Саи Баба сотрудничал с учеными из Лаборатории исследований Честера Ф. Карлсона, США. Двое из экспертов специализировались в психологии, и сама лаборатория была основана для изучения феноменов сверхсенсорного восприятия и парапсихических явлений. Два эксперта, д-р Карлис Дзис, директор американского общества физических исследований и д-р Эрлендур Гаральдсон из университета Айсленда, составили научную работу "Пять сверхтелесных состояний Шри Сатья Саи Бабы" о некоторых феноменах, связанных с Бабой, которые они изучали. Они заявляют:"Мы должны признать вероятность того, что вера миллионов индийских преданных актуальна, Шри Сатья Саи Баба - уникальная индивидуальность".

Вот что Сатья Саи говорит о себе.

Бог непостижим. Бога нельзя открыть в объективном мире. Он пребывает в средоточии каждого живого существа. Драгоценные камни следует искать в недрах земли, а не в траве или в придорожной канаве. Бога следует искать в глубинах своего естества, а не в притягательном калейдоскопе окружающего мира вещей. Человеку даровано физическое тело ради этой высокой цели - откровения Божества, но вы используете его отнюдь не по назначению. Это все равно, как если бы вы стали готовить каждодневную пищу в золотой, украшенной драгоценностями вазе, которая досталась вам по наследству.

Человек восхваляет всемогущество, всеведение и вездесущность Бога, но не трудится открыть Его в себе! Некоторые, как водится, берут на себя смелость приписывать Богу те или иные признаки, качества и свойства. Однако эти описания - не что иное, как досужие домыслы, отражающие склонности и предпочтения их автора.

Кто может утверждать, что он знает, что такое Бог? Кто может утверждать, что Бог не сопряжен с той или иной формой или с тем или иным свойством? Каждый способен зачерпнуть из безбрежного океана лишь столько, сколько вмещает принесенный им сосуд. Вместилище сосуда позволит ему постичь лишь ничтожную малость из всей необъятности. Во всех религиях сначала дается определение Бога в терминах и границах, установленных этой религией, а затем утверждается, что в рамках данной религии была открыта сущность Бога. Речь ведется об одном аспекте Бога, а утверждается полное и абсолютное постижение сущности Бога.

Во всех религиях упускается из виду, что Бог - это все формы и все наименования, любые атрибуты и всевозможные характеристики. Подлинная религия - это обобщение всего существенного, что содержится в различных односторонних вероучениях. Ибо, по сути, существует лишь одна религия - религия любви. Все религии и вероисповедания, которые воспринимаются как отдельные и обособленные, слились воедино в общем потоке любви.

Зрительное восприятие не дает возможности открыть Истину. Оно сообщает ложную и бессодержательную информацию. К примеру, многие, наблюдая мои действия, высказывают те или иные суждения относительно моей природы. Но они не в состоянии оценить мою сущность, которая суть святость, величие и бескрайнее, бесконечное бытие. Сила Саи в его безграничности и в неизбывности его могущества. Все формы власти и могущества заключены в одной ладони Саи.

Различные ученые, йоги, искатели Духа, эрудиты и знатоки Священных книг - все они судят обо мне по самому несущественному, что во мне есть, а именно, по так называемым "чудесам", которые всего лишь незначащие, внешние проявления, открывающие бесконечно малую долю моего могущества. Они не пожелали встретиться с источником всякого мыслимого могущества и мудрости, который открыт к их услугам здесь, в Бриндаване. Они довольствуются тем, что выставляют напоказ свою книжную ученость и демонстрируют свое знание Вед, не ведая того, что зачинатель и творец Вед явился к ним ради их спасения.

Это повторяется из века в век. Люди могут жить по соседству с Аватаром, ничего не меняя в своей повседневной жизни и не осознавая, какая удача выпала им на долю. Они разглагольствуют о чудесах, хотя эти чудеса невозможно даже сопоставить с моей славой и величием - все равно, что сравнивать по силе и величине слона и москита, пристроившегося у него на спине. Поэтому, слушая ваши разговоры о "чудесах", я про себя смеюсь и жалею вас - как вы можете допустить, чтобы такая малость отняла у вас драгоценное знание о моей истинной сущности?

Мое могущество нельзя измерить. Моя истинная природа непостижима, не объяснима словами. Я объявляю о своей природе, потому что возникла такая необходимость. Впрочем, сегодня я лишь вручаю вам, так сказать, мою "визитную карточку". Позвольте мне сказать вам, что только Кришна столь же ясно и однозначно декларировал свое неземное происхождение. Моя воля свершится; мои планы будут претворены в жизнь. Я воплощение Истины, а Истина не сомневается, не страшится, не отступает.

Мне нет нужды изъявлять мою волю, ибо на мою милость может рассчитывать всякий, кто платит мне преданной любовью и глубокой верой. Поскольку я хожу среди людей, говорю с ними, пою для них, то даже изощренные умы не могут постичь мою подлинную природу, мое могущество, мою славу и подлинный смысл моей миссии - миссии Аватара. Я могу без труда решить любую самую сложную проблему. Я непостижим, какие бы тщательные обследования и скрупулезные измерения вы ни производили. Только те, кто принял мою любовь и познал эту мою любовь, могут утверждать, что им приоткрылось мое подлинное бытие. Ибо любовь - это та главная магистраль, которая ведет людей ко мне.

Не пытайтесь познать меня с помощью одного лишь внешнего видения. В храме, перед изображением Божества, вы молитесь с закрытыми глазами, не так ли? Ибо вы чувствуете, что только внутреннее, исполненное мудрости видение может открыть вам Его. Поэтому вы не должны добиваться от меня пустых материальных даров, но искать и открывать меня - тогда вы будете вознаграждены. Это не значит, что вам не следует принимать от меня те подарки, которые я раздаю из любви к вам и в знак моей милости. Я могу сказать вам, почему я раздаю эти кольца, талисманы, четки и тому подобное. Эти предметы - знак той связи, которая существует между мной и теми, кто их получил. Если получивший подарок попадает в беду, то подаренный предмет молниеносно переносится ко мне и молниеносно возвращается обратно, принеся спасительное, милостью моей дарованное избавление. Моя милость даруется не только тем, кто получил от меня подарки. Она даруется всякому, кто меня призывает, каким бы именем он меня ни называл и какому бы из моих воплощений ни поклонялся. Любовь - вот та связь со мной, которая принесет вам мою милость.

Обратите внимание на значение слов Саи Баба в моем имени: Са означает "Божественный", аи означает "мать" и Баба означает "отец". В любви ваших земных родителей есть примесь эгоизма. Однако Мать-Отец Саи выказывает любовь или неодобрение с единственной целью - привести вас к победе в вашей битве за самоосуществление. Сатья Саи явился на землю, дабы осуществить великую миссию, суть которой - соединить всех людей на земле в одну семью, связанную узами братства; пролить свет на духовную природу человека и тем самым раскрыть ту истину, что Дух, Божественное Начало является основанием, на котором покоится все мироздание; подвести людей к пониманию их общего, связывающего их воедино, духовного наследства, в силу которого человеку дано вырваться из животного мира и взойти к вершинам Духа, что и составляет его конечную цель.

Я - воплощение любви, и любовь - мой главный инструмент. Нет на свете человека, который бы не знал любви. Те, кто находятся на самых низких ступенях развития, любят, по крайней мере, свое "я". А всякое "я" есть Бог. Таким образом, атеистов не существует, хотя некоторые могут не любить Его, как малярийный больной, который не переносит сладостей, или отвергать Его, как диабетик, который отказывается даже думать о сладком. Те, кто сегодня похваляются своим атеизмом, в один прекрасный день оправятся от болезни и станут почитать и боготворить Его.

Я должен был рассказать вам все это о моей сущности, ибо я желаю, чтобы вы сделали это знание объектом созерцания и извлекли из него радость; и чтобы эта радость побудила вас к соблюдению самодисциплины, которая принесет свои плоды на путях самоосознания, приведет к постижению Саи, пребывающего в ваших сердцах и озаряющего их светом. Посудите сами, даже аскеты, годами терзающие и иссушающие свое тело до того, что оно под конец становиться, точно пень, и становится пищей для несметных полчищ муравьев, даже они подчас не могут постигнуть Бога. Как же можно ждать, чтобы те бездельники, которые досыта едят и рабски ублажают свои чувства и эмоции, постигли Бога одним лишь кривлянием? Их ужимки, слова, действия - это дешевая и низкопробная игра. Те, кто почитают их и курят им фимиам, тем самым отворачиваются от меня и устремляются в погоню за фальшивыми ценностями.

Каким надо быть глупцом, чтобы растрачивать время на пустяки и вести праздные разговоры! Поверьте мне. Господь принимает телесный облик и является на землю не для того, чтобы входить в нечистые помещения, заполнять низкопробные сосуды и разукрашивать образцы безвкусицы.

Храните молчание. Ибо голос Бога, пребывающего в сердце каждого из вас, различим, лишь когда язык бездействует... Для искателя Духа Святого молчание красноречивее любых речей, а выражением подлинной любви являются нежные и ласковые слова. Мать, идущая с колодца с одним горшком с водой на голове, с другим - на бедре и третьим - в руках, спешит домой, потому что все время помнит о ребенке, лежащем в колыбели. Если она забывает о ребенке, ее шаг замедляется, она бродит вокруг, чтобы поболтать со всеми своими подругами. Подобно этому, если Бога и Цель не лелеять в своей памяти, человеку придется пройти через множество рождений и очень поздно прибыть домой. "Гранит когда-то обратится в пыль. Из этой земли может появиться побег и стать деревом. Вкушая плоды того дерева, муж и жена могут ввести в этот мир ребенка. Если гранит может развиться в горячее сердце ребенка, почему не может человек, наделенный редкой мягкостью, стать Богочеловеком?"

Иногда тебе кажется, что несчастий становится не меньше, а больше. Пусть это тебя не волнует. Закрой глаза и обратись ко Мне с Верой: "Да будет Воля Твоя. Сам уладь это". Если ты произносишь такие слова, Я Могу иногда даже совершить чудо, если это нужно. Я всегда с тобой. Но Я могу помочь тебе лишь в том случае, если ты положишься на Меня Полностью.

Подготовил Геннадий ТОКАРЕВ

НА ГЛАВНУЮ РАДУГА

Сатья Саи Баба, чье имя можно перевести с санскрита как «истинные мать и отец», родился в 1926 г. в деревне на юге Индии. Как водится, Саи Баба рассказывает, что уже в детстве с ним происходили разные чудесные истории, например, что он несколько раз материализовывал из воздуха для друзей фрукты, сладости и даже редкие гималайские лекарственные травы. По его же словам, в возрасте 14 лет он перенес состояние, близкое к коме. В течение двух месяцев его мучили сильные боли и он периодически. терял сознание. После этой странной болезни «его парапсихологические способности возросли и расширились», и Саи Баба объявил, что является живым богом и перевоплощением популярного индийского «святого» и чудотворца Шри Саи Бабы из Ширди (18567-1918), считавшегося явлением Шивы. Саи Баба оставил семью и вскоре с помощью появившихся последователей основал в деревне Пуггапарти ашрам «Обитель вечного покоя» («Прашанти Нилаям»), а затем международную организацию «Сатья Саи Баба Фаундэйшн».

Сатья Саи объявил, что он является аватаром Шивы и Шакти, мужского и женского начал божества, и что он родится еще раз в облике Према-Саи как явление одной Шакти. При этом он ссылается на исполнение неких древнейших пророчеств о себе, будто бы содержащихся в Библии, Коране, Махабхарате и других писаниях. Саи Баба и сам пророчествует:

Слава этого Аватара, Аватара нынешней эры, будет расти день ото дня. В былые времена, когда маленький мальчик по имени Кришна оторвал от земли гору Говардана, молочницы и пастухи, которые были друзьями и сотоварищами Кришны, поняли, что он Божество. А теперь не одна гора, а целая горная цепь будет поднята в воздух. И вы станете свидетелями этого! Будьте терпеливы, веруйте!

Согласно другому предсказанию Саи Бабы, он умрет в 2022 г. Используя пропагандистские наработки Вивекананды, Саи Баба декларирует, что пришел ради всего человечества, а не ради отдельных народов и религий, что его задача — не основать новую религию или навязать людям свое уче: ние, а через Истину и Любовь восстановить прямой путь к Богу и возродить в людях стремление к духовности, братству и сотрудничеству. Такой смысл заложен и в одном из названий секты Саи Бабы — «Движение за всеобъемлющую веру».

Однако в 1976 г. Саи Баба провозгласил «Саи-религию». Прямой путь к Богу, согласно «Саи-религии», состоит в бхакти, направленной на Саи Бабу как на «воплощенного» Бога. Саи Баба также говорит о себе как об объекте мистического познания: «…в духовном поиске — надо нырнуть как можно глубже и погрузиться в Сатья-Саи, дабы пожать плоды присутствия Аватара на земле. Следуя антропологии монизма, Саи Баба учит: «Мы по природе своей не ограничены временем и пространством, ибо наша подлинная сущность безгранична, неизменна и непреходяща…. наше подлинное бытие суть бесплотное состояние чистой любви и блаженства». Даже если отбросить несуразности в словоупотреблении и странное неразличение «бытия» и «состояния», очевидно, что Саи Баба утверждает единосущие человека и Абсолюта. Но при этом Саи Баба постоянно настаивает на своем качественном отличии от «просто святых», путем определенных усилий раскрывших в себе божественную сущность.

Подобными противоречиями полно учение Саи Бабы. Однако оно и рассчитано не на рациональное восприятие, но преимущественно на эмоциональное. Главное в его синкретической доктрине — он сам как «Господь», «Помощник и Покровитель» в жизни и после смерти, тот, кто может помочь преданным реализовать ихскрытую божественность.

Разумеется, Богу, пусть и в образе человека, должны быть присущи всеведение, всемогущество и вездесущие, проявлением которые будут совершаемые им чудеса. Они-то и составляют основное содержание литературы саибабитов, а также их разговоров, «Свами» приписываются чудесные способности читать мысли, мгновенно перемещаться в пространстве на любые расстояния, предотвращать катастрофы, управлять стихиями, превращать воду в нефть (sic!), исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Приведем выдержки из типичного рассказа об одном из «выдающихся чудес» Саи Бабы:

В первый день Рождества, рано поутру, среди приверженцев Саи разнесся слух, что у одного пожилого американца случился тяжелый инфаркт… Эльси Коуэн подтвердила, что муж ее умер. Она молилась Сатья-Саи, прося его помощи, но сохраняла полное самообладание и, памятуя о нашей смертной природе, закончила свою молитву словами: «Господи, да свершится воля Твоя».

Карета скорой помощи перевезла тело Вальтера в больницу. Когда Элси и ее приятельница… пришли в больницу, они узнали, что до их прихода в больнице побывал Сатья-Саи. К своему удивлению, они нашли Вальтера живым. Д-р Рао свидетельствует, что он осмотрел Вальтера вскоре после прибытия кареты скорой помощи и, не обнаружив каких-либо признаков жизни, констатировал смерть и заложил ему уши и нос ватой. В тот же день, несколькими часами позже, Сатья-Саи сообщил своим последователям и ученикам, что он действительно возвратил Вальтера к жизни.

Пророчества, воскрешение мертвого в Рождество по смиренной молитве вдовы, а также требование веры и загробный суд — все эти евангельские аллюзии рассчитаны на «религиозных туристов» из стран Запада, составляющих значительную часть поклонников Саи Бабы. Да и они сами склонны воспринимать Саи через призму христианства. Впрочем, и среди индуистов распространено народное почитание Саи Бабы. Если он не отвергает индуизм ни на бытовом, ни на теоретическом уровне, жертвует на храмы и к тому же творит чудеса, почему бы не воздать ему поклонение как богу? Богов много, аватар тоже хватает — кто его разберет?

«Фирменное чудо» Саи Бабы — это «материализация» из воздуха различных мелких предметов от «священного пепла» (вибхути) и сладостей до массивных золотых лингамов, которые он будто бы рожает через рот, и золотых часов, на которых проставлен заводской номер и указана страна производитель. «Благословленные» или «материализованные» Саи Бабой всевозможные мелкие предметы (чаще всего — различные ювелирные изделия и бижутерия) предназначаются для «исцеления и благословения» поклонников. Существуют даже фильмы, запечатлевшие «материализацию» и «исцеления», так же как и фильмы, их разоблачающие.

Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана. По сути дела, речь идет о простых фокусах, помноженных на суеверие и возбужденное воображение публики. Например, «священный пепел» заранее изготавливается из сожженного сухого коровьего навоза с примесью сандалового дерева и скатывается в небольшого размера шарики или таблетки. Этими шариками Саи Баба незаметно манипулирует во время представлений, зажимая их между пальцами. Он перекладывает их из одной руки в другую, например, когда принимает записки от преданных, и затем в нужный момент растирает. Подобным образом Саи Баба фабрикует «чудо» рождения лингама (символа Шивы), которое он раньше демонстрировал каждый год на больших собраниях сектантов. Многие его поклонники рыдали от сострадания, видя, как их кумир мучительно пытается отрыгнуть внушительных размеров яйцевидный лингам. На самом деле лингам заранее вкладывался в платок, на который он будто бы выпадал изо рта Саи Бабы. Часы и украшения передаются Саи Бабе помощниками, прячутся в складках одежды или извлекаются им из-под подушки кресла. Не существует ни одного достоверно зафиксированного случая исцеления Саи Бабой больных: большинство под тем или иным предлогом получают отказ, состояние других вновь ухудшается после краткого периода улучшения. Рассказы о многих чудесах «аватара» вообще являются полностью вымышленными.

Распространение движения поклонников Саи Бабы на Западе началось с лекций о нем, прочитанных в Калифорнийском университете в Сайта Барбаре в 1967 г. Фильмы о Саи Бабе завезла в США Индра Дэви, в действительности Евгения Петерсон, танцовщица кабаре, эмигрировавшая в 20-е годы из России. Она долго жила на Востоке, в том числе в Индии. В1947 г. она открыла в Голливуде первые на Западе курсы хатха-йоги (конечно, в редуцированном варианте). В 60-70-х годах ее школа йоги на ранчо на севере Мексики, недалеко от границы с Соединенными Штатами, была одной из самых популярных в Америке. Сейчас 90-летняя «первая леди йоги» живет в Буэнос-Айресе. Будучи горячей почитательницей Саи Бабы, она утверждает, «что всякий, кто хотел бы самолично испытать эффект присутствия Христа, Будды или Кришны, должен поехать к Сатья-Саи, потому что он — их перевоплощение». Дополнительную рекламу Саи Бабе сделал Джон Леннон, посетивший его наряду с другими неогуру.

К концу 70-х годов сеть центров последователей Саи Бабы покрыла Северную Америку и Западную Европу. Было выпущено несколько наименований книг, написанных им и его поклонниками; его выступления и беседы распространяются на видеокассетах и через Интернет. С культом Саи Бабы «связаны десятки различных организаций — больницы, школы, гостиницы, художественные студиии — в разных городах и регионах Индии, а также во многих странах мира». Саи Баба практически безвыездно живет в своем ашраме близ Бангалора, который и является штаб-квартирой всего движения. Здесь, в Путтапарти, посреди бедных деревенских строений, Саи Баба на деньги своих почитателей выстроил храмовый комплекс, роскошное здание Духовного колледжа, современную больницу, несколько многоэтажных отелей, музей мировых религий, планетарий и даже небольшой аэропорт. Потолок мандира (храма) сейчас покрыт золотым листом. У Саи несколько самых современных и дорогих автомобилей. Своих поклонников Баба уверяет, что ест только чапати (лепёшки) и рис, а пьёт только горячую воду. На самом деле он пьёт и чай, и кофе, а его вечерняя трапеза состоит из шести-восьми разных блюд.

В комнатах общежития ашрама живут за небольшую плату по три-четыре человека (женщины и мужчины раздельно). После отбоя в 9 часов вечера выходить из комнат настоятельно не рекомендуется.

Приведем описание посещения ашрама Саи Бабы, сделанное журналистом приложения к газете «Аргументы и факты» и хорошо иллюстрирующее процесс «промывки мозгов» паломникам. Саи Баба — одно из последних увлечений «рок-гуру Бориса Гребенщикова. Уже не раз он совершал паломничества в Бангалор и в одно из них захватил с собой корреспондента бульварного издания. Беседуя с ним в самолете, Гребенщиков сформулировал что-то вроде «Credo» саибабитов: «По собственному опыту я знаю, что он [Саи Баба] всеведущ и вездесущ… Баба — что-то вроде Бога». Итак, встреча с «живым богом» в ашраме:

На второй день пребывания в Ашраме нам предстояло принять участие в сеансе непосредственного общения Саи Бабы с паломниками. Проходят они два раза в день и называются «даршн». Первый начинается в семь утра, но старожилы порекомендовали отправиться к храму часам к четырем. Чтобы оказаться в первых рядах, поближе к живому божеству, очередь лучше занять заранее.

И вот — утро. Его тишину нарушают только петухи и доносящиеся из-за ворот Ашрама звуки индийского барабана — каку нас, когда по Арбату шествуют кришнаиты. Темно. Как-то по-особому торжественно и слегка потусторонне. Ашрам овски и храм, освещенный прожекторами, нависает над округой подобно замку сказочного киплинговского махараджи. Мужчины в белых балахонах и женщины в сари с ковриками под мышками молча стекаются к главному ритуальному месту Ашрама Мандиру. Это нечто вроде огромной крытой «танцплощадки». Со всех сторон она огорожена забором, внутри — колонны и скульптурные изображения слонов. Строгие молчаливые служители жестами показывают, где размещаться. При входе а Мандир установлен металлоискатель — когда я прохожу в него, он пищит, намекая на припрятанный диктофон. Приходится нести его в расположённую поблизости камеру хранения.

Людей в Мандире усаживают в шеренги в соответствии с расчерченными на отполированном гранитном полу коридорами. По этим коридорам и будет ходить Баба. Можно сидеть на коврике по-турецки, можно стоять на коленях — кому как удобнее. Громко разговаривать не положено. Все время звучит духовная индийская музыка; нервы, надо сказать, изрядно напряжены — ожидаешь словно второго пришествия… Ощущения реальности происходящего нет абсолютно — больше похоже на приключенческий фильм а-ля «Индиана Джонс». Мои соседи — несколько французов, два пожилых индуса и колоритный могучий негр—тоже заметно нервничают.

Ждем. До начала еще почти час, и тянется он невообразимо долго. Один из соседей-индусов все время засыпает, роняя голову на грудь. Огромная площадка Мандира заполняется почти полностью. Наконец, без пяти семь происходит какое-то волнение, по рядам проносится легкий шепоток, и я скорее чувствую, чем вижу, что ОН вышел…

Разумеется, вашего корреспондента неоднократно инструктировали, как вести себя во время «даршн», чтобы получить в итоге реальную помощь от Саи Бабы.

«Разговаривай с ним мысленно! — учили меня. — Говори, проси, настрой себя только на него!» Но что значит «настрой»? Я смотрю на Бабу не отрываясь; мне, разумеется, как и любому смертному, есть что у него попросить, но ничего почему-то толком не формулируется, кроме одного: хоть как-нибудь докажи, что ты Бог! Сделай мне знак, заметь меня! Пошли мне какую-нибудь мысль, обратись только ко мне! Напряженно вслушиваюсь в себя, жду какого-то сигнала, откровения — ничего. Он просто ходит —медленно, плавно, собирает письма с прошениями, которые отчаянно тянут ему со всех сторон. Иногда задерживается возле кого-то, перебрасывается парой слов. Почти все время лукаво улыбается… Сидящие в первом ряду норовят обнять его ноги, а некоторые бросаются их целовать — в Индии это знак высочайшего почитания и уважения. Я вдруг замечаю, что тоже впадаю в эту эйфорию и, несмотря на атеизм и вполне европейское воспитание, готов последовать их примеру. Впрочем, быстро беру себя в руки и продолжаю «ловить знаки божественного внимания». Увы, по-прежнему ничего не чувствую, кроме нарастающего разочарования…

Так проходят десять минут, и Баба величественно удаляется внутрь храма, зазвав несколько счастливцев на так называемое интервью — общение тет-а-тет. (Это уж самая высшая милость, несбыточная мечта верующих и… давнее желание Гребенщикова, еще ни разу туда не попадавшего.) Даршн закончен, все расходятся. Увы, контакта с Бабой пока не вышло. Что ж — подождем…

И на второй, и на третий, и на четвертый день визита в Путтапарти я вместо просьб о прибавке жалованья и т. п. упрашивал Саи Бабу продемонстрировать свою божественную сущность. Тщетно. А ведь меня уверяли, что на территории Ашрама исполняются ВСЕ желания. Пришлось обратиться за разъяснениями к Гребенщикову.

Гребенщиков, конечно, разъяснил:

Если он божественный, то ему незачем тебе какие-то знаки подавать; он другими вещами занимается. То, что ты не получаешь никаких доказательств, — твоя проблема, а не его.

Еще небольшой отрывок из диалога корреспондента с Гребенщиковым:

— Некоторые люди на территории Ашрама говорили мне, что получают тут какую-то энергию. Мне кажется, что из меня она, наоборот, исходит. А как чувствуете себя вы?

Как в пионерлагере! Здесь, собственно, и есть пионерлагерь. Люди ходят босиком, все в белом, по вечерам поют песни у костра. Такая смесь пионерлагеря с психлечебницей.

Журналист лично убедился в правоте этого определения, побеседовав

… с импозантным русским дедушкой, который немедленно сообщил по секрету, что вчера видел, как мимо его спального корпуса… пролетел ангел.

А еще я тут намедни общался с реинкарнированным Сталиным! (То есть человеком, который был Сталиным в прошлой жизни. — прим. корр.) Может, и врет, конечно, но непохоже — глаза такие же жуткие, как у Иосифа Виссарионовича. Их, тиранов, вообще почему-то сюда тянет. Вот сейчас тут и Наполеон, и Цезарь, и Александр Македонский как-то заглядывал… Все хотят к Бабе на интервью попасть. Попал только Гитлер. О чем они говорили, никто не знает, но человек этот вскоре после возвращения из Индии застрелился! А еще ходят слухи, что нынче тут Борис Гребенщиков обретается. Знаешь, я думаю, что он не кто иной, как реинкарнированный Пушкин!

В ашраме «разговоры … почти исключительно — о Бабе. «Баба что-то хмур сегодня, даршн короткий был», «а мне Баба ночью являлся», «меня тут поселили с какими-то неграми чахоточными — значит, так Баба распорядился. Карму чистить…» — и тому подобное».

Тут же постоянные рассказы о «чудесах» Саи Бабы. Конечно, в такой обстановке наш корреспондетвсе же «получил доказательства» божественности маленького толстячка с негритянской шевелюрой а-ля «Бонни М», который носит свободные, скрывающие его божественный животик, оранжевые одеяния и показывает фокусы слабонервным простакам. Загадал корреспондент вечером, чтобы упала звезда, и она, представьте себе, та ки упала, «не прошло и пяти секунд». Чем не доказательство всемогущества Саи Бабы?

2. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником

В последние годы все больше преданных отходит от Саи Бабы по причине умножающихся свидетельств о фабрикации им «чудес» и его, мягко говоря, аморальном поведении. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником. Выяснилось, что многие учащиеся колледжа Саи Бабы в Пугтапарти — подростки и юноши — были им изнасилованы или совращены. Большинство из них не могли ничего поделать, поскольку находились в полной власти «аватара» и его охранников («севадалов»), а их родители, сдавшие их в этот интернат, были горячими поклонниками Саи Бабы и не хотели верить ничему подобному. Учащиеся, которых Саи Баба делает своими любовниками, оказываются в привилегированном положении и получают от него деньги и ценные подарки. В результате среди учеников колледжа царит цинизм и лицемерие. Молодым людям остается развлекать друг друга скабрезными шутками об их отношениях с Саи Бабой, разгадывать его трюки с «материализацией» и повторять их друг перед другом.

Доктор Бхатья, освидетельствовавший 17-летнего ученика колледжа Саи Бабы после изнасилования последним, едва спас свою жизнь, поскольку «севадалы» хотели его убить, а вся местная полиция поголовно подкуплена «бизнес-гуру». Темная история произошла 6 июня 1993 г., когда четверо учащихся колледжа, по-видимому, доведенные до отчаяния надругательствами Саи Бабы, предприняли неудачную попытку покушения на него. Все они были застрелены полицейскими. Терри Галахер, который в течение трех лет был главным координатором Центра Саи в Австралии, знал о фальсификации чудес и оказался осведомлен о подоплеке этой трагедии. Он утверждает, что студентов специально спровоцировали, заманили в ловушку, допросили и хладнокровно убили. Вскоре после этого происшествия Галахер оставил секту.

Тайное стало явным. Американец Джеф Янг и его жена более 20 лет почитали Бабу как бога. Теперь Янг, который до недавнего времени был президентом Центра Саи Бабы в южно-центральном регионе США, обвиняет Саи Бабу в сексуальных надругательствах над его сыном Сэмом, продолжавшихся с 1977 года (когда Сэму было 16 лет) по 1999 г. Другой американец — Джед Джейран — заявляет, что в 16-летнем возрасте подвергся сексуальным домогательствам Бабы. Австралиец Ханс де Крекер был преданным Саи Бабы в течение пяти лет, пока Саи Баба не попытался его совратить. То же произошло с американцем иранского происхождения Афшином Корамшахголом. Гражданин Германии Йене Сету 10 лет поклонялся Саи Бабе. В 1999 г. он зарегистрировал у общественного обвинителя Мюнхена свой аффидевит (письменные показания, данные под присягой) о сексуальных домогательствах со стороны Саи Бабы, который также принуждал его развестись с женой. При попытке покинуть ашрам он был задержан полицией Путтапарти, которая отобрала у него паспорт и материалы о Саи Бабе из Интернета. Получив предупреждение, что его жизнь в опасности, Сету бежал и сумел добраться до немецкого посольства в Дели. Гарри Сэмпет, инженер из Чикаго, был добровольным членом службы внутренней безопасности в ашраме Саи Бабы с 1992 по 1995 годы. Он провел собственное расследование порочащих Саи Бабу слухов. В результате он порвал с культом и обнародовал вскрытые им факты сексуальных преступлений Саи Бабы.

По ирландскому и австралийскому ТВ (программа «60 минут», эфир 24.08.97) были показаны передачи, демонстрирующие технологию подложных чудес и злоупотребления, царящие в ашраме Саи Бабы. «Образцовая больница, построенная Саи Бабой на пожертвования западных почитателей якобы для бедных, оказалась пуста на 80 % из-за высоких цен, недоступных для большинства индийцев. При этом санитарное состояние больницы вопиющее. Кроме того, в программах прозвучали сообщения о том, что в больнице практикуются кража и продажа органов богатым арабам.

Наконец, всплыли хищения средств, пожертвованных Саи Бабе на строительство больницы и системы водоснабжения для семисот пятидесяти деревень. На деньги, выделенные Всемирным фондом развития, было улучшено водоснабжение самого ашрама и лишь несколько деревень получили действующий водопровод. Организацию Сатья Саи обвиняют и в других финансовых злоупотреблениях.

Бывшие ученики колледжа Саи Бабы, такие как Кришна Кумар, который сейчас работает в Сингапуре, заявляют, что большинство людей в ашраме знают о сексуальных домогательствах «аватара». Часть из них верят, что это особые тантрические приемы пробуждения кундалини. Даже если это так, такие «методы» не становятся менее отвратительными. К тому же не известно ни одного случая, когда Саи Баба пробуждал бы кундалини у женщин.

Другие преданные, у которых мозги промыты окончательно, просто повторяют, что раз Саи Баба Бог, то он может делать все, что ни пожелает, и все его поступки, даже аморальные, имеют скрытый педагогический смысл.

3. Международная организация Саи Бабы

Сеть центров Шри Сатья Саи Бабы покрыла Северную Америку и Западную Европу к концу 70-х годов. Международная организация Сатьи Саи имеет централизованную иерархическую структуру. Вершиной пирамиды является ашрам в Путтапарти во главе с самим Саи Бабой. Он управляет Центральным офисом в «Прашанти Нилаям», в состав которого входит Главная канцелярия, Всеиндийский президент и Международный председатель. Основные обязанности Центрального офиса состоят в установлении периодически обновляемых правил, решении административных вопросов, созыве собраний и сборе контрольной информации о каждом из 15 регионов, на которые поделен весь мир. Россия и некоторые бывшие страны Советского Союза входят в третий регион. Регионы имеют собственные внутренние подразделения, которые установлены согласно административно-географическому принципу: страна или штат, затем область, зона или район и, наконец, населенный пункт. В каждый регион Международным председателем назначаются Главные координаторы, которые учреждают в своих регионах Координационные комитеты. Главы последних составляют Центральный совет региона, председателя которого также назначает Международный председатель. Членами Координационных комитетов являются все руководители Центров Саи Бабы и по одному от каждой из трех групп Саи Бабы. Статус Центра Саи имеет любая группа преданных не менее чем из 9 человек, ведущая работу по всем основным направлениям деятельности Организации Сатьи Саи. Согласно «Уставу Организации Сатьи Саи», «Центр или группа не должны стремиться к регистрации… если такая регистрация не является обязательной» (с. 20). Все центры, будь то в Индии или в Москве, зарегистрированы Саи Бабой в Путтапарти, таким образом все они имеют официальное «благословение» на свою деятельность и контролируются. По сведениям, опубликованным на саибабитских сайтах в Интернете, сейчас в 137 странах действуют 1200 саи-центров.

Все члены Организации Сатьи Саи принимают участие в работе одного или нескольких из следующих направлений (или программ): «Бхаджана Мандали» (проведение молитвенных собраний); «Бала Викас» (организация молодежных и детских собраний, мероприятий и кружков); «Сева Дал» (организаторская деятельность и безопасность); «Махила Вибхаг» (организация женщин для хозяйственной деятельности и педагогическое обеспечение учебных программ Бал Викас).

России центры и группы последователей Саи Бабы появились в первой половине 90-х годов. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Волгограде, Хабаровске, Воронеже и других крупных городах. Собрания саибабитов проходят, в основном, по воскресеньям. В Москве их каждый раз посещают 100-150 человек, из которых около 40 являются активными членами секты. Кроме этого, собрания проходят и в другие дни на квартирах преданных. Секта претендует на участие в образовательных программах учебных заведений. Известен случай, когда воспитательница одного из детских садов Москвы — последовательница Саи Бабы — стала активно проповедовать среди своих подопечных малышей. По настоянию родителей это было пресечено сотрудником правоохранительных органов, который разъяснил воспитательнице противоправность ее действий.

Характерно, что поклонение Саи Бабе нередко сочетается с приверженностью другим восточным или ньюэйджевским религиозным течениям, но, конечно, только тем, гуру которых не претендуют на свой исключительный божественный статус и не относятся резко негативно к конкурентам. К примеру, в Центр св. Иринея Лионского обращалась девушка, мать которой, будучи «сиддхой» в ТМ , — обожательница Саи Бабы. Некоторые доморощенные гуру вводят культ Саи Бабы в практику своих синкретических сект. Примером может служить группа «Помоги себе сам» в Москве. Тот же Гребенщиков — «начинающий тибетский буддист» — дает принципиально языческое объяснение такой кажущейся раздвоенности:

Бог не есть что-то такое особенное и уж во всяком случае не конечная абсолютная точка мироздания. Богов много, все они хорошие…

Александр Леонидович Дворкин «Сектоведение»