Вооружение древних кельтов. Кельтские мечи и ножны Оружие кельтов

Кулак и ногти, и зубы.
После камни и сучья деревьев дремучего леса…
Позже еще человек познал мощь бронзы с железом.
Только сначала в ходу была бронза, а позже железо.

Тит Лукреций Кар «О природе вещей»

Археологам можно сказать повезло. Кельтские шлемы находят во множестве. Их описания оставили нам и древние авторы. Но вот что интересно: например, описание кельтского шлема, оставленное Диодором, не соответствует тем сведениям, что предоставлены нам археологией. Из них явствует, что шлемы кельтов были бронзовыми и украшены нашлемным украшением, что делало их владельцев зрительно значительно выше. Он же сообщает, что они могли иметь форму рогов, или же вид птицы либо зверя. И такие шлемы нашли, но они не являются массовыми.

Шлем. Латенская культура (Британский музей, Лондон).

Например, в районе между Анконой и Римини – территории, где селились сеноны, обнаружены шлемы с козырьком в тыльной части и небольшим заострением в верхней части. Таким шлемам было дано название монтефортинских – по названию погребения, где они были впервые найдены. Материалом для них была броня и, скорее всего, в Италии появились одновременно с сенонами.


Галльский шлем. Музей Сен-Жермен, Франция Сен-Жермен.

Правда у классического монтефортинского шлема кроме назатыльника и довольно вытянутой маковки были еще и нащечники, а ранние шлемы в погребениях сенонов их не имеют. В 282 г. до н.э. это кельтское племя римляне вытеснили с мест его проживания. Так что шлемы, обнаруженные в сенонских погребениях, должны быть сделаны раньше этого времени. Материал, из которого они сделаны, это либо железо, либо железо и бронза, и только изредка они полностью бронзовые. На некоторых есть сложный держатель для какого-то неизвестного нам нашлемного украшения, напоминающий двойную вилку.


Шлем культуры Вилланова XIX в. до н.э. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Люди этой культуры первыми начали заниматься обработкой железа на территории нынешней Италии, и они также кремировали своих усопших с последующим захоронением их праха в урнах в форме двойного конуса.

Нащечники у такого шлема уже есть, и, что интересно, они все имеют форму треугольника, состоящего из трех выпуклых дисков. Она настолько походит на нагрудные пластины самнитских панцирей, что можно подумать, что либо самниты смотрели на эти нащечники, когда делали свои панцири, либо сеноны скопировали их с панцирей, принадлежавших самнитам. В III в. до н.э. их форма упростилась, они стали совсем треугольными по форме, а вместо дисков на них появились три «шишечки». Сами италийцы, однако, быстро переняли монтефортинские шлемы у кельтов и использовали весьма широко. Например, на шлеме, найденном в Болонье, есть надпись на этрусском языке, что дает возможность датировать его временем, когда этрусски еще не покинули этот район. Но этот же шлем получил и всеобщее признание на всей территории Западной Европы, а не только в Италии.

Найдены были такие шлемы в Югославии, на победном фризе в Пергаме его тоже можно увидеть, а принадлежал он явно галатам. Хотя кельты были вытеснены из Италии уже к первой четверти II в. до н.э., монтефортинский шлем никуда не исчез, вот только делать его стали из железа. Нащечники форму свою немного изменили, но, как и до этого, оставались основной узнаваемой чертой этих шлемов,которые стали основным видом шлема ранней римской армии, в которой использовался… в течение четырех столетий! По подсчетам специалистов их могло быть сделано около трех-четырех миллионов, так что неудивительно, что их находки столь часты.

Шлем из Алезии.

Был и другой тип шлема, похожий на монтефортинский, но без «шишечки» у него на макушке. Такой шлем называют «кулус», по образцу, найденному во Франции. По мнению Конноли он не имел такого успеха, как монтефортинский, но все равно широко использовался в I в. до н.э. Его происхождение может быть столь же древним, как монтефортинского – один из них, обнаруженный в сенонском погребении, и есть экземпляр из гальштатского погребения, который может быть отнесен к 400 г. до н.э.

Некоторые из шлемов имеют что-то вроде украшений в виде крылышек по бокам, похожих на крылышки самнитских шлемов. Считается, что имели распространение на Балканах в III – II вв. до н.э. На арке в Оранже можно увидеть полусферическим шлемы с козырьками и рогами. И опять же изумительный образец рогатого шлема явно церемониального предназначения нашли в реке Темзе неподалеку от моста Ватерлоо. Его так и назвали, но он явно не боевой, хотя очень многие художники не избежали соблазна надеть его на головы воинов, участвующих в битве! Ну а шлемы с фигурками животных, описанные Диодором, крайне редки. Собственно археологами был найден только один такой экземпляр. Причем нашли его в Киумешти, в Румынии. Это опять таки типичный монтерфонтинский шлем «с шишечкой» и фигуркой птицы на его верхушке. Распростертые в стороны крылья имеют петли, и, по идее, могут хлопать во время скачки, когда его хозяин мчался по полю брани.


Кельтские воины. Рисунок Ангуса МакБрайда.

В ряде кельтских погребениях на севере Италии нашли этрусские шлемы, относящиеся к типу негау. Это также сфероконический шлем, но с поперечным гребнем и ободом. И кельты заимствовали этот тип, что подтверждают находки шлемов негау в районе Центральных Альп, то есть в местах их проживания.

В I в. до н.э. в обиход вошли сразу два новых шлема, родственные друг другу. Поэтому принято их объединять в один аген-портский тип. Первый – агенский тип похож на «котелок» с полями, а портский «котелок» имеет большой назатыльник. Нащечники на них уже нового типа - того, который потом переняли римляне. Считается, что именно портский тип - это непосредственный прототип так называемого имперского галльского шлема I в. н.э. Образцы этих шлемов, сделанных целиком из железа, находят и в северной Югославии, и в Центральных Альпах, и в Швейцарии, и во многих районах центральной и юго-западной Франции. Все эти места – римский фронтир в начале I в. до н.э., поэтому удивляться этой их локализации не приходится.


Шлем типа Монтефортино (350 – 300 гг. до н.э.). Музей национальной археологии в Перудже. Италия.

Нащечники из Алезии в центральной Франции I в. до н.э. представляют собой довольно странную смесь классического италийского типа, поскольку украшены «шишечками» и «трехдискового» старого типа. Существуют находки также и конических греко-италийских шлемов, имеющие характерные кельтские украшения. Почему так? Очевидно, много оружия захватывалось в качестве трофеев. Шлем разбит, но целы нащечники: «возьмем и поставим их на новый шлем!» Возможно, что захватывались и кузнечные принадлежности – матрицы, пуансоны для ковки, ну, что там тогда применялось и этим опять же пользовались уже в своих интересах. Видимо, римляне были практичны (а об этом все источники говорят!) и не считали предательством использование чужих доспехов.

Тем не менее, большинство кельтов сражались без доспехов. Диодор пишет, что они мазали голову известью и зачесывали волосы на затылок таким образом, что они походили на вставшую торчком лошадиную гриву. Эту прическу мы видим на нескольких монетах, так что несомненно, что так и было. Возможно, именно через это и появился гребень на шлемах, только делали его уже не из собственных волос, а из конских!


Панцирь, сделанный в форме накидки из Этрурии. Музей Филадельфийского университета.

От 420 – 250 гг. до н.э. до нас дошли всего несколько бронзовых дисков, которые можно назвать нагрудными пластинами, хотя это могли быть и декоративные украшения конской сбруи. Статуя из Грезана с юга Франции, датируемая IV– III вв. до н.э., показывает нам воина с панцирем в виде квадратной нагрудной пластины и наспинной пластины на ремнях. Но статую эту нельзя назвать типично кельтской; возможно она вообще и отношения-то к ним не имеет!

По мнению Питера Конноли кольчуга появилась у кельтов около 300 г. до н.э. И это несмотря на то, что пристрастия к доспехам у них не было. Не было, а вот как-то придумали! Кольчуги называет кельтскими Страбон. И действительно самые ранние экземпляры кольчуг обнаружены именно в кельтских погребениях! Но так как кольчуга была чрезвычайно трудоемкой и дорогой вещью, пользоваться ей могли практически одни только кельтские аристократы, а может быть… жрецы?!


Бронзовый шлем из Монтефортино с нащечниками. I в. до н. э., нашли в Рейне возле Майнца. Германский Национальный Музей (Нюрнберг, Германия).

На разных статуях, изображающих облаченных в кольчуги воинов, что нашли в южной Франции и в северной Италии, можно увидеть два типа этого доспеха: один с широкими наплечниками в виде накидки; и второй, который походит на греческий льняной панцирь уже без «пелерины». Вероятно, первый тип как раз и был исконно кельтским.

В Румынии в погребении III в. до н.э. нашли и фрагменты кольчуги, и, может быть даже не одной, так как одна часть колец состоит из рядов чередующихся штампованных и соединенных встык колец, а на второй все кольца заклепанные. Такое плетение считается более надежным. Диаметр колец равен примерно 8 мм. Наплечники у кольчуги в форме греческого льняного панциря пристегивались у нее к груди. То есть додуматься до кольчуги с рукавами, короткими либо длинными, кельты в то время так и не смогли, а просто взяли льняной панцирь и заменили в нем гибкую ткань на гибкую кольчугу!


Кирасы кельтов. Музей Сен-Жермен, Франция.

Диодор, однако, очень часто пишет о том, что те же галлы шли в бой обнаженными. Вначале, наверное, так и было, но сам-то он описывает время более позднее. Так, например, Полибий описывает газатов, которые перешли Альпы, сражаться вместе с кельтами в сражении при Теламоне в 225 году. И вот они-то как раз и придерживались старых обычаев. А все остальные галлы были одеты в штаны и легкие плащи. Ну, а при Цезаре кельты сражались уже полностью одетыми!


Для сравнения: доспехи греческого гоплита из музея в Аргосе.


Кельтская культура очень популярна на Западе (и почему так понятно!). Вот такой настенный календарь на 2016 год с изображением кельтских древностей Британского музея можно купить в его стенах за 9,99 фунтов стерлингов.

Выкованные из железа (как принципиально отличающиеся от бронзовых) появляются во времена раннего Железного века (ок. 12 века до н.э.), однако широкое распространение данный вид оружия получил только с 8-го века до нашей эры.

Мечи начала Железного века существенно отличались от более поздних стальных мечей. Они были нагартованы, а не закалены, что делало их примерно такими же или немногим лучше, с точки зрения прочности и твердости, чем ранние . Такой способ обработки означал, что железные мечи еще могли сильно изгибаться во время использования. Однако более легкое производство и большая доступность сырья допускали производство намного более широкого масштаба. Впоследствии кузнецам стало известно, что путем добавления углерода (примешанного в процессе плавки в виде древесного угля) к железу, они могут производить улучшенный сплав (позднее известный как сталь). Путем нагартовки кузнецы делали сталь твердой и хрупкой, а с помощью отпуска удаляли хрупкость. Прошедшие подобную обработку мечи могли получать при ударах намного меньше ущерба, чем ранее и меньше сгибались. Однако прошло много времени, прежде чем подобная обработка стала производиться последовательно и даже в конце периода раннего средневековья многие мечи были произведены без закалки. Несколько различных методов изготовления мечей существовали в древности, в том числе, наиболее известный, кузнечная сварка разных слоев металла. В течение долгого времени различные методы развивались во всем мире.

История

Раньше всего железные мечи стали использоваться в первично-кельтской культуре Гальштата (8-й век до н.э). Во время периода Гальштата одинаковые виды мечей производились, как из бронзы, так и из железа. В конце Гальштатского периода, приблизительно 600-500 г. до н.э., мечи были заменены на короткие . Латенская культура повторно вводит меч, который значительно отличался от традиционных экземпляров Бронзового века и раннего Железного века своей формой и методами производства. Эти мечи напоминали намного более поздние виды, вероятно развитые на их основе.

Железная версия скифских/персидских появляется приблизительно с 6-го века до н.э. В классической античности, а так же в Парфянской и Сасанидской Иранских империях, железные мечи были широко распространены. Греческие и римские , размер которых составлял около 60 - 70 см., являются типичными примерами раннего типа данного оружия. Поздняя Римская империя вводит более длинную (термин для владельца данного меча - спатариус - стал придворным чином в Константинополе).

Китайские стальные мечи сформировали свой основной внешний вид приблизительно в 3-ем веке до н. э. со времён династии Цинь, хотя были более ранние железные мечи известные из династии Чжоу. Китайский с однолезвийным иногда считают или . Цзянь - китайский меч, имеющий обоюдоострый клинок.

Кельтские мечи

С распространением Латенской культуры, в 5-ом веке до нашей эры, железные мечи полностью заменили бронзовые по всей Европе. Поздними репликами данных мечей стали римский гладиус и спата, греческий ксифос и германский меч эпохи Переселения народов, который позднее, в 8 веке, развился в .

Есть два вида кельтских мечей. Наиболее распространенным является «длинный тип» мечей, которые обычно имели стилизованную антропоморфную , сделанную из органического материала, такого как древесина, кость или рог. Эти мечи часто имели железную пластину в передней части , которая формой повторяла устье ножен меча. Второй «короткий тип» мечей обычно имел антропоморфную рукоять из медного сплава. Ножны обычно изготавливались из двух железных пластин и подвешивались на пояс, с железными кольцами. Некоторые ножны имели передние пластины выкованные из бронзы, а не железа. Подобные примеры были больше распространены на островах, нежели чем в других местах. Известны лишь единичные континентальные экземпляры.

Степные культуры

Мечи, в состав рукояти которых входили кольцеобразные элементы, были популярны среди сарматов со 2 века до н. э. до 2 века н.э. Обычно их длина не превышала 50-60 см, реже попадались экземпляры «длинного типа» (более 70 см.), в исключительных случаях до 130 см. Иногда в рукояти вставлялся полудрагоценный камень. Эти мечи найдены в большом количестве в Черноморском регионе и венгерской равнине. Они похожи на акинаки, используемые персами и другими иранскими народами. Кольцевое навершие, вероятно получило развитие из раннего типа дугообразного навершия рукояти, который был присущ антенному типу в период около 4 века до н.э.

Прочность мечей

Полибий (2.33) сообщает, что галлы в битве при Теламоне (224 г. до н. э.) были вооружены железными мечами плохого качества, которые сгибались от первого же удара, их необходимо было выпрямлять ногой о землю. Плутарх, в биографии Марка Фурия Камилла, аналогичным образом сообщает о неполноценности гальского железа, это подтверждает гипотезу, что их мечи легко сгибались. Данные отчёты озадачили некоторых историков, так как к тому времени у кельтов была давняя традиция ковки изделий из железа. В 1906 ученые предположили, что греческие наблюдатели неправильно поняли ритуальные акты изгиба меча, которые, возможно, служил, чтобы сделать меч непригодным для боя. Подобные изогнутые мечи были обнаружены среди объектов, предположительно предназначенных для религиозных целей. Радомир Плейнер, однако, утверждает, что на основании металлографических доказательства можно судить, что Полибий был в какой-то степени прав. Чтобы судить о мечах, исследованных в том эксперименте, стоит знать, что только одна треть экземпляров могла быть соответствующего качества, которое он обычно приписывалось кельтским мечам. Несмотря на это, довольно вероятно, что даже некоторые мечи лучшего качества оказались малоэффективными в сражениях. Тем не менее, Радомир Плейнер соглашается, что классические источники преувеличены. Претензии Плутарха, что кельтские мечи сгибались практически в дугу не неправдоподобна, вероятнее от ударов клинки получали лишь небольшой изгиб. Плейнер также отмечает, что металлургический анализ, проведенный на кельтских мечах, говорит о том, что они были только нагартованы и лишь немногие закалены несмотря на то, что они часто содержат достаточное количество углерода, чтобы быть качественно закаленными (это относиться к мечам выкованым из стали в Северных странах)

Закалка в полной мере дает потенциальную твердость стали, однако оставляет сплав хрупким и ломким. Вполне вероятно, что отпуск не был известен в те времена. Отпуск происходит при нагреве стали до более низкой температуры, чтобы снять хрупкость материала, сохраняя при этом высокую твердость.

Есть другие доказательства, что мечи с длинным клинком сгибались во время сражения и в более поздние периоды. В Исландской «Саге о Людях с Песчаного Берега» описывается воин, выправляющего искривленный меч ногой, как и в писаниях Полибиуса: "каждый раз, когда он ударял о щит, его украшенный меч сгибался, и он должен был поставить ногу на него, чтобы выпрямить". Пирс и Окшотт в «Мечах эпохи викингов» отмечают, что подобная пластичность лезвия могла быть сделана специально, чтобы уменьшить ломкость. Предполагается, что при неудачном ударе согнутый клинок предоставлял больший шанс для выживания воина, нежели чем сломанный.

История Альбиона. Оружие кельтов.

Меч в сражении всегда был жизненно важен: в погребениях эпохи гальштата (которые датируются около 700 года до н. э.) на смену бронзовому рубящему мечу, популярному в позднем бронзовом веке, пришел длинный железный меч, которым также можно было рубить и вонзать. Использование нового металла — железа, разумеется, имело жизненно важное воздействие на качество и прочность оружия и его эффективность в сражении. Полибий, говоря о галльских мечах в своем описании знаменитого сражения при Теламоне, утверждает: «Галатским мечом можно только рубить... [Далее он пишет:] ...мечи их, как сказано было выше, пригодны только для первого удара, что вслед за тем притупляются и наподобие скребницы искривляются вдоль и поперек настолько, что второй удар получается слишком слабый, если только солдат не имеет времени выпрямить меч ногою, упирая его в землю».

В ранних ирландских сагах есть упоминания о распрямлении меча ногой; иногда для этого использовали даже зубы! Нередко упоминаются мечи с золотыми рукоятками. В «Похищении быка из Куальнге» Кухулин и Фер Диад сражаются мечами с рукоятками из слоновой кости. Позднее в том же самом поединке Фер Диад выбирает «тяжелые, тяжко рубящие мечи» в качестве своего оружия на день.

Кельтские воины также носили пару копий с широкими лезвиями, использовавшихся для метания. Ранние ирландские саги часто о них упоминают. В определенный момент в ходе поединка со своим названым братом Кухулин выбрал копья в качестве оружия. «Тогда испытаем тяжелые длинные копья, — сказал Кухулин, — быть может, удары копья быстрее разрешат наш спор, чем вчерашнее метание. И пусть приведут лошадей да запрягут в колесницы, ибо не пешими будем сегодня сражаться».

В эпоху гальштата использовался также кинжал с широким лезвием. Когда стал популярным колющий железный меч, кинжал стали использовать для ближнего боя. В латенском оружии мы можем видеть влияние древнегреческих образцов, а также выделить местные, гальштатские элементы.

Кельты носили мечи в ножнах, покрытых орнаментированными листами бронзы, а также в железных. Кинжал также носили в ножнах. Судя по всему, луки и стрелы были не в моде, хотя о них и упоминает Страбон: «Упоминаются еще и другого рода человеческие жертвоприношения; они расстреливали свои жертвы из лука или распинали их в святилищах». То, что использование стрел было не полностью ритуальным, следует из другого его замечания, когда Страбон говорит об оружии кельтов: «Некоторые галлы употребляют также луки и пращи», и это заставляет предполагать, что лук действительно мог использоваться в битве некоторыми кельтами в какую-то эпоху. Лук и стрелы безусловно неизвестны в ранних ирландских текстах, и сами эти слова появляются в ирландском языке только в IX веке н. э.

Несмотря на то что нам известны прекрасные образцы шлемов, они не были в числе обычного вооружения воина. Кельты предпочитали идти в сражение с непокрытой головой, сделав сложную прическу. Шлемы, которые носили вожди, были коническими или имели форму шапочки со сложным орнаментом; могли они быть огромными и широкими, как шлемы из Грезана и Антремона; такой шлем, судя по описанию, носил колесничий Кухулина Лоэг.

Согласно ирландским сагам, воины носили круглые деревянные щиты, а также кожаные. С середины III века до н. э. стали использоваться длинные овальные щиты; такие тоже описаны в ирландских сагах, хотя круглые намного более обычны. В Ирландии щит изготовлялся из ясеня и снабжался металлическим краем, сложным образом орнаментированным. Длина овального щита составляла более метра; он мог быть деревянным или плетеным. В Йортспринге (Дания) в торфяном болоте были обнаружены хорошо сохранившиеся длинные овальные деревянные щиты; судя по всему, их поместили в болото в качестве вотивного приношения. У деревянных щитов иногда мог быть железный умбон.

Примечание Astragarda: материал написан не мной, автор мне неизвестен.

Кельтское войско, кельтские воины, кельтские берсеркеры остаются в легендах, несмотря на давность происходящих тогда событий. О кельтской силе и храбрости снимают фильмы и рисуют мультипликационные фильмы, пытаясь зельями и волшебством объяснять их постоянные победы. На самом деле все деле было в философском отношении к смерти, внушенное друидами, и в подготовке, в тренировке, которым подвергали элитные кельтские отряды.

Кельтские фении

Менталитет кельтского воина в чем-то напоминает преувеличенные, доведенные до абсурда представления рыцаря времен феодальной раздробленности. Хотя кельтское войско знало строй (подчас образуя "живую крепость" - замкнутую стену из щитов наподобие римской "черепахи"), гораздо больше внимания уделялось действиям знатных воинов, сражавшихся вне строя и независимо от него.

Эти воины образовали фианну - "священный отряд" (хотя отряд как раз предполагает совместные действия, а фении - члены фианны - вместе пировали, но сражались порознь).Прятаться за броней, шлемом, щитом у воинов фианны считалось недостойной трусостью. Столь же недостойным они считали тонкий расчет и занятие стратегически важных позиций. Вместе, с тем стиль боя фениев отличался значительной виртуозностью, он предполагал длительное обучение владению оружием, сложным приемам боя и очень серьезную психологическую подготовку. Именно эта подготовка помогала в надлежащий момент включить внутренние резервы организма, без которых немногого стоили приемы.
Впрочем, все это - обучение конкретным упражнениям с оружием и овладение контролем над внутренней энергией - развивалось в одном русле. Вот как один из героев кельтских сказаний проходил "школу ловкости боевой":
"...Он усвоил прием с яблоком, прием боевого грома, прием с клинком, прием движенья навзничь, прием с копьем, прием с веревкой, прыжок кота, прыжок лосося, метание шеста, прием вихря-смелого-повелителя-колесницы, прием удара рогатым копьем, прием быстроты, прием колеса, прием сильного дыхания, геройский клич, геройский удар и встречный удар, бег по копью и стойку на острие его, прием косящей колесницы, геройский изгиб острия копья".
Остановясь на этом и других описаниях, базирующихся прежде всего на ирландской традиции, но не только на ней (Ирландия - единственная страна, на протяжении всего средневековья сохранявшая кельтскую культуру), можно сделать следующие выводы:
Кельтские "приемы" гораздо шире современного понимания этого слова; они включают в себя не только конкретные правила работы с конкретным же видом оружия, но и универсальную постановку движений.
Помимо этого отмечена также постановка дыхания, позволяющая расширить границы владения собственным телом. Вероятно, в чем-то она родственна японской технике ки-ай (героический клич).
Среди приемов "ловкости боевой" заметны навыки владения предметами, не являющимися оружием: веревкой, шестом. Впрочем, шест - почти копье, а кельты достаточно часто наносили удары и обратной стороной копейного древка.
Хотя основная ставка делается на силу и быстроту при значительной дистанции поединка, не игнорировалась и "мягкость".
"Боевая ловкость" кельтов была замечена не только ими самими, но и их противниками. Римляне дают нам описание того, как кельтские воины, сражаясь на мчащейся во весь опор колеснице, не просто стоят в ее кузове, но и, в поисках лучшей позиции для метания дротиков, взбегают на дышло или даже на ярмо! А сам Юлий Цезарь был удивлен и восхищен тем, что кельтские воины, обнаружив, что легкие щиты не спасают их от римских копий, идут в атаку без щитов. Для римлян мечевой бой без щитов был вообще невозможен.
Бешеная ярость такого натиска, даже поддержанная личным мастерством, ничего не могла поделать с плотным строем легионеров. Но вскоре после этого римские императоры начали подбирать себе телохранителей из числа кельтов и перенявших кельтскую технику германцев, оружейники стали обучаться у кельтских кузнецов, а гладиаторы кельтского происхождения слили свою фехтовальную технику, базирующуюся на рубке, с римским искусством колющего удара.
Кельтское искусство боя надолго пережило Рим. На войне, правда, оно было применимо только тогда, когда - и если - война велась по кельтским же правилам: иначе "поединочный" уклон мешал использованию воинского строя. В Ирландии такая ситуация сохранялась чуть ли не в течение всего средневековья. В других странах тенденция замены войны единоборством не была столь абсолютной, но не исчезла совсем.
Именно абсолютизация поединка требовала от фениев овладения самыми разными видами оружия: рядом с каждым благородным воином находился оруженосец, а чаще - двое; не участвуя в бою, они подавали сражающимся дротики, фехтовальные шиты для ближнего боя (маленькие, с окованными железом острыми бортами и ударным острием в центре), иногда даже подводили им свежих коней или колесницы.
Нападать на таких оруженосцев не полагалось. Но и сами они не вступали в схватку ни с благородным фением (пожалуй, к нему бы они не смогли и приблизиться), ни даже друг с другом, кроме крайних случаев, когда их хозяин был ранен и надлежало дать ему возможность отойти.
Вместе с воином "священного отряда" эта боевая единица называлась тримарциспа: боец и два его помощника.
Тримарциспа сделала возможной дальнюю дистанцию поединка и его подвижно-прыжковую направленность. Без оруженосцев воин не мог бы сочетать приемы мечевого боя с подключением длинномерного (копье с колюще-секущим наконечником) и даже метательного оружия.

Кельтские берсеркеры

Осознанно вызываемое боевое неистовство переросло у кельтов в культ воина-зверя. Особенно такая форма ведения боя прижилась у германцев, которые продолжали ее использовать даже в Средние века. Силам, которые выпускали из себя такие воины, трудно было противостоять даже бронированному сомкнутому строю, владеющему искусством правильного боя. Многих берсеркеров называли либо волками, либо медведями, в зависимости от того, ипостась какого зверя воин принимал во время боя. Бьорны и ульфы встречались в равной степени одинаково. Во время боя берсеркеры не пользовались броней и оборонительным оружием, либо использовали его, чтобы застращать противника, вгрызаясь в щит зубами, сминая доспехи. Они умели сражаться как с оружием, так и без, и не считали зазорным уметь вести кулачный бой. В качестве подсобного оружия применялись камни, дубинки и веревки. В этом проявлялось следование заветам древней школы единоборства. И это помогало выигрывать. Редкий противник не тушевался при виде брызжущего слюной иступленного берсеркера, не замечающего ни усталости, ни ран, ни окружения, а продолжающего свое наступление.

Меч

Благодаря этим двум ведущим боевым классам, меч в Скандинавии возник сравнительно поздно, долгое время воины пользовались лишь секирами и палицей, предпочитая не задействовать в бою кисть руки. Вначале кельты начали пользоваться короткими мечами (примерно в четвертом-пятом веках до нашей эры). При этом мечом пользовались в стиле рубке дров, нанося удары сверху, приводя в ужас такими приемами своих врагов. Мечи подлине вошли в обиход лишь в конце третьего века до нашей эры и остались до первого века.

Рукояти кельты изготавливали как из дерева, так и из кожи или других нестойких материалов, поэтому они не сохранились до наших дней. По традиции форма рукояти имела Х-образный вид. Крепился меч с правой стороны на кожаном поясе. Кельты подвешивали его либо на железную, либо на бронзовую цепочку, – в зависимости от достатка и знатности.

Копья

Большинство античных источников не упоминают умение кельтов владеть копьем, однако в захоронения постоянно находят наконечники дротиков и копий. Кроме того, Диодор описывал кельтские копья, что вводит историков в смущение и не дает возможность сделать окончательный вывод об основном оружии кельтов. Скорее всего, кельтский воин был все же мечником, но при необходимости мог сражаться копьем. Как говорилось выше, античные легенды дают подчас больше правды и простора для воображения, чем находки археологов и изыскания исследователей.

Щиты

Не все кельты пренебрегали щитами. А те, которые ими пользовались, описываются настолько противоречиво, что трудно сделать вывод. К примеру, Диодор говорит о том, что кельты носили с собой щиты размером с человека. На самом деле их длина была чуть более одного метра, о чем свидетельствуют и скульптурные изображения, и археологические находки. Щиты в основном изготавливали из дуба, толщина их была чуть более сантиметра. Снаружи щит покрывали шкурой или войлоком. В итоге вес щита достигал примерно шести-семи килограмм. Большинство щитом имело овальную форму, хотя встречались и прямоугольные, и шестиугольные и круглые щиты. Снаружи их зачастую украшали изображениями животных, символами или геометрическими орнаментами.

Шлемы

Шлемы изготавливали как из бронзы, так и из железа. На верху крепились фигурки, из-за чего кельтские воины казались выше ростом. Иногда фигурки на шлеме принимали форму рогов, иногда вид передней части тела животного или птицы. На задней части шлема присутствовал козырек для прикрытия шеи. Некоторые шлемы украшались гребнем из конского волоса или перьями. Другие имели шишечки на макушке. Находки датируются разными веками, отсюда и различия. Некоторые шлемы имеют украшения по бокам в виде крыльев. Встречались и шлемы в виде простого круглого котелка с назатыльником.

Кольчуги

Обнаженными в бой шли только берсеркеры и то только в начале эпохи кельтов. Во времена Цезаря все кельты сражались одетыми. Но все же доспехи у кельтов не были в почете. До второго века до нашей эры встречаются только нагрудные пластины, которые в равной степени могли быть не на воине, а на конской сбруе. Однако именно кельтам приписывают изобретение в третьем веке до нашей эры легкой кольчуги удобной формы. Кольчугами пользовалась только знать из-за дороговизны доспеха. Кольчуга состояла из соединенных стык в стык колец либо из заклепанных колец (было найдено два вида доспехов).

Самые ранние отчеты историков свидетельствуют о том, что у кельтов была необычная тактика введения боя. Их оружие представляло тяжелые удлиненно-пластинчатые мечи, которыми они владели с невероятным мастерством. Форма меча, очевидно, была развита, чтобы противостоять фаланге, обычному военному формированию в армиях стран средиземноморского региона. Кельты пытались разрушить сплоченную массу солдат, совершая стремительные фронтальные нападения. Сильное оружие являлось существенным фактором и, судя по быстрым успехам освоения кельтами больших территорий в 4 веке до нашей эры, тактика «сильного оружия» была эффективной. Недостатки такого оружия заключались в том, что первоначальная атака приводила к многочисленным жертвам. Многие историки подтверждают тот факт, что кельты приходили в уныние, если они не могли прорвать оборону. Кроме того, значительный вес меча не позволял ввести эффективный рукопашный бой.

На рукоятке меча была сконцентрирована основная часть декоративного украшения. Рукоятки инкрустировали драгоценными камнями, слоновой костью, янтарем или вылепляли в форме стилизованной человеческой фигуры. В последнем случае ручка представляла замечательные в функциональном отношении возможности. Туловище стилизованной фигурки, обеспеченное с обеих сторон руками и ногами, было удобно для захвата рукой рукояти. Головка меча была сформирована в виде внушающей ужас человеческой головы с глазами навыкат. Принимая во внимание то символическое значение, какое кельты придавали человеческой голове, то можно говорить о мотиве «человеческая фигура», как скорее о талисмане. Абсолютно «кельтские головы» относятся ко второму веку до нашей эры, позднее заметно некоторое провинциальное римское влияние. У головы появляются волосы, и выражение лица становится гораздо мягче, «сердечнее».

В ходе исследований археологи столкнулись с двумя категориями мечей и брони . Мечи и броня со «шрамами» сражений, обнаруженные в захоронениях кельтских воинов и богато украшенные предметы, не имевшие никакой практической пользы, так сказать искусство ради искусства. Оружие служило церемониальным целям и сопровождало вождей и представителей элиты после смерти в иной мир. Альтернативно, их жертвовали богам, и большинство артефактов обнаружили в озерах и реках, в которых они были преднамеренно утоплены. Преимуществом оказалось то, что многие обнаруженные реликвии оказались в хорошем состоянии. Существовал ещё обряд ритуального повреждения мечей и брони, когда предметы сгибали или ломали.

Блеск мечей весьма свойственный показатель для кельтов. Как отмечают многие историки, кельты любили показную роскошь. Но следующий момент – почтительное отношение кельтов к оружию и броне. Кельты верили, что самые прекрасные мечи имеют собственное лицо, и наделяли их благородными именами и волшебными специальными полномочиями. У Фергуса Мак Рота, легендарного Короля Ольстера, например, было даже два волшебных меча. Могущественный Каладболг, способный срезать сразу три вершины и Лейте, светящийся словно радуга, когда его готовили к удару.

Ножны предоставляли огромные возможности для выражения мастерства и таланта кельтского художника и коллекция украшений ножен впечатляющая.

Самый известный отдельный пример прото-кельтских ножен относится к 994 году до н.э (Гальштатская культура), имеющий характеристику повествования – всадники, воины поворачивают колесо, что необычно для кельтского искусства. В оковке ножен - стилизованные драконы, которые истинно кельтским способом скользят по краю ножен. Самыми популярными мотивами Латенской культуры являлись стилизованные растения, стилизованные животные.

Во время периода Вальдальгесхайм мастера демонстрировали предпочтения усикам, плавно перетекавшим по всей длине ножен, которые создавали при помощи циркуля. Узоры усиков оживлялись некоторыми формами животных.

Ножны с парой драконов (S – образной формы), датированные до 4 столетия до нашей эры, были обнаружены всюду по территории кельтской Европы, но особенная концентрация их в Венгрии и Швейцарии. Не менее шести пар подобных ножен нашли возле Будапешта. Некоторые были «ритуально» повреждены, прежде чем их отправили на погребальный костер. По сравнению с венгерскими образцами, швейцарские ножны украшены гораздо скромнее и ограничены орнаментом только вокруг входа ножен.

Элла Михайленко.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт при цитировании обязательна .