Святой: Дамиан (Воскресенский). Священномученик Дамиан (Воскресенский), Курский, архиепископ Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

(Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 23.10.1873, с. Брусовое Фатежского у. Курской губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых), архиеп. Курский и Обоянский. Из семьи священника. Окончил Курское ДУ и в 1894 г. Курскую ДС. В 1894-1895 гг. псаломщик церкви с. Николаевка Путивльского у. Курской губ. В 1895-1897 гг. надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского ДУ. 6 янв. 1897 г. еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) рукоположен во иерея и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля. В 1901 г., после смерти жены, поступил в С.-Петербургскую ДА, к-рую окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил С.-Петербургский археологический институт. 27 нояб. 1904 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904-1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника ц. во имя св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо свящ. Георгия Шавельского , бывшего на русско-япон. войне). В 1905-1907 гг. в сане иеромонаха преподаватель гомилетики Смоленской ДС, в 1907-1908 гг. смотритель Старооскольского ДУ, в 1908-1911 гг. на той же должности в Обоянском ДУ. В 1911 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 12 мая 1918 г. хиротонисан во епископа Переславского (первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Патриарха свт. Тихона), назначен викарием Владимирской епархии. Пребывал в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы муж. мон-ре , исполняя там обязанности настоятеля.

24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией.

22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола . 23 янв. 1926 г. Д. посетил в Н. Новгороде митр. Сергия, к-рый ознакомил его с завещательным распоряжением Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митр. Сергию. В связи с этим Д. призвал членов ВВЦС признать митр. Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности Местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 янв. митр. Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в т. ч. и Д. Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февр. Д. покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Д. прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.

В 1926-1927 гг. временно управлял Владимирской епархией. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. С мая 1927 г. архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией. 25 апр. 1928 г. перемещен в Курск правящим архиереем. По словам Д., причиной этого перемещения стали его разногласия с др. украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви (Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Т. 1. Л. 496 об.).

В 1929 г. призывался на летнюю сессию Св. Синода. С 1930 г. в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые Д. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно Д. принимал у себя в среднем ок. 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству. 19 апр. 1932 г. награжден крестом на клобук.

В нач. 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников». Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским , впосл. митр. Алма-Атинский), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» (Там же. Л. 221 об.).

26 дек. 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (с дек. 1933 - Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ, с нояб. 1936 г.- Соловецкая тюрьма особого назначения). Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких о-вах узников. Д. был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Недостатки рус. иконописи и средства к их устранению. СПб., 1905; Рус. православие и зап. исповедания в богослужении и обрядах // Смоленские ЕВ. 1914. № 1. С. 3-9; № 2. С. 25-34; № 3. С. 57-68; № 4. С. 95-102; № 5. С. 133-138; № 6. С. 163-169; № 7. С. 193-205; Речь пред благодарств. молебствием 8 июня 1913 г. окончившим курс восп. Смоленской ДС // Смоленские ЕВ. 1913. № 12. С. 621-625; Религиозная революция: [Слова, сказанные в семинарской церкви в неделю 23 по Пятидесятнице] // Смоленские ЕВ. 1917. № 25. С. 161-165; Речь при наречении во еп. Переславского // Владимирские ЕВ. 1918. № 9. С. 64.

Лит.: Мануил . Русские иерархи. 1893-1965. T. 3. С. 15-17; Польский . С. 116; За Христа пострадавшие. С. 361-362; Иоанн (Снычев) . Церк. расколы. С. 26, 29, 37; Резникова И . А . Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 140; Реутов В . Архиеп. Дамиан - сын земли Курской // 2-е Дамиановские чт., посвящ. пам. архиеп. Курского и Обоянского Дамиана (Воскресенского), др. правосл. священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных полит. репрессий: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 17-22.

А. И. Раздорский

Ар-хи-епи-скоп Кур-ский Да-ми-ан , в ми-ру Дмит-рий Гри-горь-е-вич Вос-кре-сен-ский, ро-дил-ся в с. Бру-со-вое Фа-теж-ско-го уез-да Кур-ской гу-бер-нии 23 ок-тяб-ря 1873 го-да в се-мье свя-щен-ни-ка. Он окон-чил Кур-ское ду-хов-ное учи-ли-ще, за-тем ду-хов-ную се-ми-на-рию в 1894 г., по-сле че-го слу-жил пса-лом-щи-ком в г. Пу-тив-ле, а за-тем на-сто-я-те-лем церк-ви в с. Ни-ко-ла-ев-ке Пу-тивль-ско-го уез-да. Здесь у него ро-ди-лись один за дру-гим два сы-на: Ми-ха-ил и Ан-дри-ан. Но вско-ре он по-те-рял су-пру-гу, Мо-лит-вы вер-ну-ли о. Дмит-рию си-лы, и он по-сту-пил на уче-бу в Санкт-Пе-тер-бург-скую Ду-хов-ную ака-де-мию, од-новре-мен-но учил-ся и в Ар-хео-ло-ги-че-ском ин-сти-ту-те.
27 но-яб-ря 1904 го-да, в день празд-но-ва-ния ико-ны Кур-ской Ко-рен-ной "Зна-ме-ние", он был по-стри-жен в мо-на-ше-ство с име-нем Да-ми-ан. В 1905 г. за-вер-шил уче-бу в Ака-де-мии и вско-ре вер-нул-ся в Кур-скую гу-бер-нию, став смот-ри-те-лем Ста-ро-ос-коль-ско-го, а за-тем Обо-ян-ско-го ду-хов-ных учи-лищ. С 1911 го-да - рек-тор Смо-лен-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии, воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та.
В июле 1918 го-да ар-хи-манд-рит Да-ми-ан был хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па Пе-ре-я-с-лав-ско-го. Это бы-ла пер-вая ар-хи-ерей-ская хи-ро-то-ния по бла-го-сло-ве-нию Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на. Вла-ды-ка Да-ми-ан не смог быть рав-но-душ-ным к на-чав-шим-ся с пер-вых дней со-вет-ской вла-сти го-не-ни-ям на Цер-ковь, рас-пра-вам над свя-щен-но-слу-жи-те-ля-ми, за-кры-тию хра-мов, осквер-не-нию св. мо-щей. Он от-кры-то вы-сту-пал в под-держ-ку Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на и Ма-те-ри-Церк-ви. Это не оста-лось не за-ме-чен-ным вла-стя-ми. В сен-тяб-ре Вла-ди-мир-ский рев-три-бу-нал при-го-во-рил его к ли-ше-нию сво-бо-ды на все вре-мя граж-дан-ской вой-ны за хра-не-ние "контр-ре-во-лю-ци-он-ной ли-те-ра-ту-ры и ру-ко-пи-сей...".
Вско-ре он был аре-сто-ван за со-про-тив-ле-ние изъ-я-тию цер-ков-но-го иму-ще-ства, а 23 фев-ра-ля 1923 го-да был вы-слан на 2 го-да в Тур-ке-стан.
Вер-нув-шись из ссыл-ки, по-сле-до-ва-тель-но за-ни-мал Вла-ди-мир-скую, Пол-тав-скую и Кур-скую ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры. Бу-дучи Кур-ским Прео-свя-щен-ным, вла-ды-ка Да-ми-ан был воз-ве-дён в сан ар-хи-епи-ско-па.
В Цен-траль-но-Чер-но-зем-ной об-ла-сти вла-ды-ка Да-ми-ан ор-га-ни-зо-вал раз-ветв-лен-ную сеть об-ще-ствен-но-ре-ли-ги-оз-ной ор-га-ни-за-ции "Рев-ни-те-ли Церк-ви", ко-то-рая ве-ла борь-бу с на-си-ли-ем со-вет-ской вла-сти про-тив Церк-ви. Мно-гие свя-щен-ни-ки при-ня-ли уча-стие в де-я-тель-но-сти этой ор-га-ни-за-ции, в ко-то-рой на-счи-ты-ва-лось бо-лее 250 че-ло-век.
26 де-каб-ря 1932 го-да ар-хи-епи-скоп Да-ми-ан был су-дим вме-сте с груп-пой сво-их при-вер-жен-цев и при-го-во-рен к рас-стре-лу, за-ме-нен-но-му ссыл-кой на 10 лет в Со-лов-ки. От-ту-да он уже не вер-нул-ся, а 3 но-яб-ря І937 го-да был рас-стре-лян.
В 1998 г. про-шла кон-фе-рен-ция, впо-след-ствии пе-ре-шед-шая в Да-ми-а-нов-ские чте-ния. В 2000 го-ду на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Пра-во-слав-ной Церк-ви ар-хи-епи-скоп Кур-ский Да-ми-ан был при-чис-лен к ли-ку свя-тых.

Юби-лей-ный Ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, со-сто-яв-ший-ся в се-ре-дине ав-гу-ста 2000 го-да в Москве, при-чис-лил к ли-ку свя-тых 1154 но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских, по-движ-ни-ков ве-ры и бла-го-че-стия. Все они по-имен-но бы-ли из-вест-ны, хо-тя ми-ру не яв-ле-ны, но ве-до-мы Бо-гу. Сре-ди про-слав-лен-ных Со-бо-ром но-во-му-че-ни-ков есть и слу-жи-те-ли Кур-ской епар-хии - ар-хи-епи-скоп Да-ми-ан (Вос-кре-сен-ский), епи-скоп Рыль-ский Иоанн (Па-шин), ар-хи-епи-скоп Онуф-рий (Га-га-люк), ар-хи-епи-скоп Кур-ский (впо-след-ствии Ря-зан-ский) Иуве-на-лий (Мас-лов-ский), ар-хи-епи-скоп Пав-лин (Кро-шеч-кин), Они под-вер-га-лись же-сто-чай-шим го-не-ни-ям со сто-ро-ны без-бож-ной вла-сти, но от Хри-ста, от ве-ры пра-во-слав-ной не от-рек-лись. В 1937-1938 го-дах они бы-ли рас-стре-ля-ны.

Молитвы

Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, святи́телю Дамиа́не, к тебе́, я́ко ско́рому моли́твеннику и помо́щнику, ми́лостиво припа́даем и усе́рдно мо́лим: защити́ зе́млю Ру́сскую и спаси́ души́ на́ша.

Перевод: С юности Христа возлюбил ты, святитель Дамиан, к тебе как к быстрому помощнику и молитвеннику смиренно обращаемся и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наши.

Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святи́тельскую благода́тию обле́кся еси́, Це́рковь святу́ю, я́ко Неве́сту Христо́ву, страданьями доблесне укрепля́л еси́. Моли́ о на́с Христа́ Бо́га, святи́телю Дамиа́не. Велича́ем тя́, святи́телю о́тче Дамиа́не, и чти́м святы́е страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

Перевод: Святительской благодатью облекся ты, Церковь святую, как Невесту Христову, в мученичестве доблестно укреплял ты. Моли о нас Христа Бога, святитель Дамиан. Прославляем тебя, святитель отче Дамиан, и почитаем святые страдания твои, которые ты претерпел за Христа.

Святы́й новому́чениче, святи́телю Христо́в Дамиа́не! Ди́вный па́стырю и доблестный во́ине Христо́в! Ты́ все́ю душе́ю от ю́ности за́поведи Бо́жии возлюби́л еси́. Те́м же Госпо́дь яви́ тя́ прее́мника Апо́столом Свои́м. И во дни́ гоне́ния лю́таго на ве́ру Правосла́вную, я́ко и́стинный па́стырь, яви́лся еси́, кре́стный пу́ть с па́ствою свое́ю проше́д и та́ко вене́ц му́ченический восприя́л еси́, обре́тший благода́ть, моли́теся за ны́. И ны́не, о, хода́таю на́ш пред престо́лом Царя́ Сла́вы, испроси́ у Него́ ве́ру оте́ческую утверди́ти, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов огради́ти, ве́рных укрепи́ти, заблу́ждших обрати́ти, боля́щия исцели́ти, многострада́льное Оте́чество на́ше умири́ти и от враго́в сохрани́ти ненаве́тно. И моли́твами твои́ми изба́вимся от вся́кия беды́ и напа́сти, и та́ко на земли́ благоче́стно пожи́вше, жи́зни ве́чныя на Небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе со все́ми Святы́ми просла́вим в Тро́ице сла́вимаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист священномученику Дамиану, архиепископу Курскому

Кондак 1

Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православный, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников - Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти: Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Икос 1

Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:

Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение; радуйся, земли Курения благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный. Радуйся, воплощение доброты и богомудрия; Радуйся, Святой Руси Божие предначертание. Радуйся, веры нерушимое основание. Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 2

Провидев щедролюбивый Господь, яко верным чада Православный Церкви многими соблазнами обуреваемы быти, Ангела - Провозвестника Евангельския истины, глашатая неустрашима в земле нашей воздвиже тя Господь, пастыря добра, яко душу свою за овцы полагающа. Мы же, благодаряще Бога, пастыря верна и стража прилежна даровавшего нам, зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

От юности твоея, Богомудре Дамиане, орлу уподобился еси, к высоте небесней возлете, да постигнеши Богословскую премудрость в свете истиннаго благочестия просветившеея. Мы же, наставляеми тобою, поклонимся Богу, во Троице Святей славимому, вопия ти похвалы сия: Радуйся, паству Христову паче благ мира сего возлюбивый; Радуйся, делателю винограда Христова избранный. Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется. Радуйся, святителем Владимирские земли поставленный. Радуйся, нашего упования не посрамляющий; Радуйся, разума Апостольския Церкви хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 3

Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Дамиане, в трудах крестоношення суща, егда всеоружием Божией благодати козни тьмочисленных враг Православный веры разрушал еси, Богу поя: Аллилуйя.

Икос 3

Имея веру несомненную и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Дамиане Богоблаженне. И в чине святительстем Господеви послужил еси. Тем же благостию украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти: Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый; Радуйся, дарованный талант приумноживый. Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим служением; Радуйся, правды и истины всегда искавый; Радуйся, истину дерзновенно вещавый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 4

Бурю страстей внутрь имея, помышлениями суетными обуреваеми, не возможем, Дамиане всемудре, величия мученичества твоего проповедати, обаче твоими молитвами ко Господу в правоверии и благочестии укрепляемы, воспеваем Ему: Аллилуйя.

Икос 4

Слышавше и видевша людие православныя равноангельское стояние твое, на страже апостольской чистоты веры и единства Церкви Христовой, достоблаженне Дамиане, веру непорочно соблюдше и Имя Христово прославивше. Мы же, видя величие подвига твоего, зовем к тебе прилежно: Радуйся, Христа возлюбивый, с ним же за мир сораспеншийся; Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согревающий; Радуйся, стада Христова пастырь верный; Радуйся, молитвенник за народ наш неутомимый. Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, заблудших благостный наставник. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 5

Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Дамиане; зане паству твою добре осиял еси светом Евангельской истины, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше гонители здочестивые, яка твердо упование твое на Господа и любовь к Нему, злобою дышащие людие страдания измышляху; ссылкой изнурения веру твою попрати и тя посмеянием диаволу явити. Ты же вся козни бесовские попрал еси. О сем мы приносим тебе похвалы таковыя: Радуйся, у кормила правления епархией твердо стоялый; Радуйся, свет Христов верным возсиявый. Радуйся, яка тобою ревности по Бозе исполняемся. Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряли; Радуйся, народу православному похваление. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 6

Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, священномучениче Дамиане, яко добрый воин Христов ограждая паству свою в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.

Икос 6

Возсиял еси во граде Полтаве» яко звезда лучезарная, блистанием твоим озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия, ныне плодами сеяния насыщавши вся, мы же с любовию взываем к ти сице: Радуйся, на престол святительский промыслом Божиим восшедый; Радуйся, крестный путь с паствой своей прошедый; Радуйся, яко овец заблудших и обреченных на заклание не оставил еси. Радуйся, даже едину овцу заблудшую отыскавый. Радуйся, для народа русского сокровище драгоценное - Церковь сохранивый; Радуйся, от распрей церковных много скорбевый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 7

Желая невозбранно пастырем добрым быти, Богоносне отче Дамиане, на пользу чад своих, да вси взыщут истиннаго Бога. Мы же, уповая на преславное ходатайство твое, со дерзновением воспеваем; Аллилуйя.

Икос 7

Перваго и дивнаго святителя по патриаршему благословению Церкви Российския вемы тя, святителю Дамиане, понеже во исповедании не устрашился еси человеческих прельщений и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Глава Церкви - Христос; мы же, недостойнии, приносим ти сицевая; Радуйся, самоотвержение всецело показавши; Радуйся, спасение многих взыскавый. Радуйся, промысла Божия о людех провозвестниче; Радуйся, дивное нравов очищение. Радуйся, послушание патриаршему Местоблюстителю явивый; Радуйся, сокровищ Православной веры усердный хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 8

Странное и преславное чудо есть маловерным и малодушным зрети тя, святителю Дамиане, како во дни гонений на Курскую кафедру пришел еси, Православную веру утвердил еси, мудростию словес своих научил еси стадо твое Богоугодно воспевати: Аллилуйя.

Икос 8

Весь исполнь любве Христовы, паству свою не оставил еси, молитвы Всевышнему о нас возсылая; мы же, чтуще светлую память твою, благодарственное пение приносим ти: Радуйся, обилием любви твоея мир удививый; Радуйся, славу предоброго и преблагаго пастыря снискавый; Радуйся, апостольских преданий ревнителю; Радуйся, вокруг себя верных собравши; Радуйся, верность Царю святому Николаю сохранивый; Радуйся, архиереев соседних епархий объединивый; Радуйся, яке Божественнаго священства правило был еси; Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 9

Вси людие паствы курския, видевше тя, архипастыря своего, обличившего опустошителей храмов Божиих, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, ты же любовию к людям исполнен сый, слезныя молитвы Богу вознося, взывал Ему: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, священномучениче Дамиане; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице: Радуйся, добрый наставниче и мудрый правителю; Радуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю. Радуйся, яко тобою Святое Православие ревностно охраняется; Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждали; Радуйся, славу Царю Небесному мужественно снискавши; Радуйся, гнев Божий на милость к нам, грешным, преложивый, Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 10

Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Дамиане, ревнителей веры отеческой совокупил еси, богоборческим козням противился еси. Мы же, почитающе всечестныя страдания твоя, вопием прославльшему тя Богу; Аллилуйя.

Икос 10

Матерь Божия, Стена необоримая, Небеси и земли, Владычице пречистая, град Курск ограждающая, строителя тайн Божии и стража верна Церкви Сына своего и Бога нашего избрав тя, отче Дамиане; ныне же ты у престола Царя Славы на Небесех со всеми святыми и Ангелами Небесными, молишься о нас. Мы же, радостию исполненнии, вопием ти: Радуйся, Покровом Пречистыя Богородицы осеняемый. Радуйся, Эдема Небесного сопричастниче. Радуйся, Ангелам собеседниче, святым соучастниче. Радуйся, в невечернии дни Райских блаженств наслаждаешися. Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, священномучениче Христов, сияеши бо ныне на небеси, яко верен Святитель правдою одеялся ecи и в рай сладости вкушаеши; о песнословящих Тя Христа прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, священномучениче Дамиане, Богохранимей земле Курския. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры, зовем ти: Радуйся, на земле преподобного Феодосия родившийся, Радуйся, святителя Иоасафа славный преемниче, Радуйся, Иоанна Затворника достойный продолжателю, Радуйся, преподобного Серафима во образ себе избравший, Радуйся, преподобного Исаакия в пример вменивший, Радуйся, святому Онуфрию путь уготовлявший. Радуйся, Собора Курских святых преславное украшение. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 12

Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова Дамиане пречудный. Ты же, молитвенниче всеусердный, ублажи Пречистую Матерь и всех Святых, во еже спастися нам. Силою благодати укрепит и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще много страда льны я подвиги твоя, святителю Христов Дамиане, и ублажаем мученическую кончину твою, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевыя: Радуйся, труд крестоношения Богоугодно подъявый; Радуйся, сосуде Духа Святаго исполненный; Радуйся, вечное приемый от Бога благословение; Радуйся, за веру и благочестие заточения и смерть приявый; Радуйся, славы Божией велий ревнителю; Радуйся, паствы твоея присное радование. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 13

О, преславный исповедниче Христов Дамиане! Прийми от нас, любящих тя чад твоих, приносимое тебе малое моление наше и теплым ходатайством твоим ко Господу огради Церковь Православную и Боголюбивый народ наш, от междоусобиц братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки и сподобимся с гобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу; Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошед и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Священномученик Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич), архиепископ Курский

Владыка Дамиан (Дмитрий Григорьевич Воскресенский, 23.10.1873 г.р.), родился в семье настоятеля Михайловской церкви Григория в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии. Окончил духовное училище, а в 1894 году Курскую Духовную семинарию. Служил псаломщиком в Путивле, надзирателем и учителем черчения Старооскольского духовного училища. Курским епископом Иувеналием рукоположен во иерея 06.01.1897. Учится в Санкт-Петербургской Духовной Академии и одновременно в археологическом институте. 27.11.1904 пострижен в монашество епископом Сергием (Страгородским) , в то время ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В годы Русско-японской войны отец Дамиан исполнял обязанности священника церкви Академии Генерального Штаба вместо убывшего на передовую протопресвитера Императорских Армий и Флота Георгия Шавельского. Участвовал в открытии мощей святых Иоасафа, Ермогена и Питирима. В июле 1918 года хиротонисан во епископа Переяславльского, викария Владимирской епархии.

В 1920 году трибунал г.Владимира приговорил Владыку Дамиана к "лишению свободы сроком на все время гражданской войны". В "обвинительном заключении" отмечалось, что "Воскресенский, будучи несогласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого направления... является человеком социально опасным, а потому, в интересах советской власти означенного Воскресенского... необходимо изолировать". Сослан в Туркестан. В 1927 году Владыка возведен в сан архиепископа Полтавского, а в 1928 году принял управление Курской епархией.

26 декабря 1933 года коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Дамиана к расстрелу, заменив его заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. В Соловках его расстреляли в 1937 году. Место, где был похоронен, неизвестно. Могила утрачена.

В архивных материалах нет сведений о личной жизни священника Дмитрия Воскресенского и его семьи. В его анкетном листе 10.02.1922 во Владимирской тюрьме, в пункте "семейное положение" есть запись: "...вдов, два сына: Михаил - 21 год, Адриан - 24, на иждивении находится сестра 65 лет". Там же есть описание внешности Владыки: "Рост - выше среднего, крепкого телосложения, широкий лоб, нос большой, глаза голубые, волосы и борода - темно-русые, лицо крупное, чистое, походка степенная".

Церковно-монархическая организация "Ревнители церкви"

Летом 1932 года в Центрально-Черноземной области произошли массовые антиколхозные выступления. Доведенные до отчаяния крестьяне требовали: "Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть", "Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов", "Долой колхозы, долой Советскую власть - власть бандитов, давайте царя". В них участвовало около 60 тысяч человек.
ОГПУ пришло к выводу, что "контрреволюционные массовые выступления" явились результатом "подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви", возглавляемой архиепископом Дамианом". Вместе с владыкой было арестовано три епископа, 127 священников, 106 монахов и монахинь.
На следствии архиепископ Дамиан говорил:
"...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужите- лей, подчиненных мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы Церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди право- славия. Поэтому я в своих индиви- дуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующи- ми неоднократно подчеркивал, что в ячейках "Ревнителей церкви" должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молитвою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к тому же"

"Церковно-монархическая организация "Ревнители Церкви" была не единственной, действовавшей в подполье в начале 30-х годов XX века на Курской земле... Люди свидетельствовали: "Мы не можем терпеть это унижение Церкви". Они не смирились с уничтожением храмов, с погромами монастырей, с осквернением святынь. Их показания вовсе не были "выбиты" из них карательными органами атеистического государства. Они искренне давали эти показания, с радостью шли на верную смерть. Не так ли поступали мученики за Христа в Древнем Риме? Поведать эту радость исповедничества вряд ли возможно в каком-нибудь следственном протоколе, да и не нужно было богоборцам так облагораживать своих врагов, Следователи просто фиксировали их показания и не задумывались, наверное, о влиянии на потомков сохраненных ими слов новомучеников.

"Я дочь священника, наш храм взорвали, я пришла в эту организацию, потому что по-другому жить не могу", – вот так обосновывала свое участие в подпольном церковно-монархическом движении, которое объединяло тысячи Православных, одна из них. Многие прекрасно понимали, что сопротивление безполезно, но не могли по-иному обозначить свою жизненную позицию в условиях кровавого столкновения веры и неверия. Протоколы их допросов – это исповеди, люди были спокойны перед лицом смерти, и это спокойствие поразительно". (Ильина З. Курский гос. университет. Место и время публикации не известно. )

Знаменитая проповедь св. Дамиана "Трезвость и Милосердие"

"Место, в котором мы собрались сегодня на молитву, в течение многих лет имело особое назначение. Здесь был казенный винный склад. И в жаркую летнюю пору, и в зимнюю стужу, и в осеннюю распутицу тянулись отсюда длинные обозы по всем направлениям - Рославльскому и Витебскому шоссе, старому Московскому и Киевскому большакам, Краснинской дороге, и развозили эти обозы казенную водку , а с ней алкогольное отравление в народ. Сотни таких складов на необъятных просторах России поддерживали и питали непробудное пьянство в народе. В этой отраве гибли все лучшие духовные и материальные силы великого народа-богоносца. В деревнях от пьяных озорников и хулиганов не стало житья, фабричный люд в конец разорился от водки, колоссально росла преступность, гибли добрые семейные нравы, разрушалось и духовное, и материальное богатство русского народа.

Но вот грянул гром, разразилась грозная великая война. Еще до войны раздалось с высоты престола могучее слово царское о трезвости, а по объявлении войны тем же царским словом запрещена продажа казенного вина и картина Руси сразу меняется. Мирно и стройно прошла мобилизация. Доблестное трезвое русское воинство одерживало победу за победой, целый ряд побед. Религиозность населения и его отзывчивость на добрые дела неизмеримо повысились. Искреннее патриотическое воодушевление растет на наших глазах. В стране подъем милости и благотворения. Быстро и ярко восходит незакатное солнце в образе трезвой России, в образе святой Руси подвига ратного и подвига христианского, подвига веры, самоотвержения, любви, милосердия, всеочищающего покаяния и плодотворного труда.

В жаркую летнюю пору, и в зимнюю стужу, и в осеннюю распутицу тянулись отсюда длинные обозы... и развозили эти обозы казенную водку , а с ней алкогольное отравление в народ. В этой отраве гибли все лучшие духовные и материальные силы великого народа-богоносца...
Из проповеди св. Дамиана "Трезвость и милосердие"

И вот, на светлом фоне обновляющейся трезвой России трезвый разум и христианское сердце пришли к счастливому, мудрому решению, место, откуда шла алкогольная отрава по губернии, превратить в дом милосердия, в госпиталь для раненых воинов. Эта новая в нашем Смоленске обитель милосердия, как та евангельская Вифезда, в которой лежало во дни Спасителя множество больных, слепых, хромых, жаждавших движения воды, приняла уже под свои гостеприимные кровы сотни наших доблестных воинов, проливших кровь за святое, правое дело, за царя и отчизну. Здесь они при тщательном уходе находят тот приют, ту добрую атмосферу любви и ласки, в которой скорее восстанавливаются силы больного и раненого.

Для прибывших из далекого Симбирска, с широких просторов могучей Волги братьев и сестер наших мне хочется продолжить сравнение их лазарета с евангельской Вифездой. Там, в евангельском доме милосердия, больные получали исцеление не потому, что воды Вифезды были целительны сами по себе, вроде наших сернистых, щелочных или грязевых источников на курортах, исцеляла их небесная Божия сила: Ангел Господень, вестник небесной помощи, по временам сходил в эту купель, где пастушеское племя евреев обмывало своих овечек, возмущал воду, и кто первый входил по возмущении воды, тот получал исцеление. В ваш лазарет не сходит видимым образом Ангел Божий, но тихое веяние благодати Божией чувствуется и здесь, как полет Ангела с его бесшумными крыльями. На место Ангела приходит сюда Церковь со своими благодатными средствами, являются сюда ее служители, возгревающие и поддерживающие могучий пламень веры, любви и молитвы, той молитвы, что проникает небеса и восходит, как фимиам кадильный, как приятное благоухание, к Божьему престолу. Воодушевленные этими святыми христианскими настроениями, вооруженные всеми силами медицинского знания вы, симбирские братья и сестры, являетесь поистине вестниками любви Христовой, ангелами милосердия в этой новой Вифезде.

Ведь внутренняя основа вашей работы является глубоко христианской и покоится на Христовых заветах. Нужны истинно ангельские кротость и терпение при вашем деле; вам мало быть исполнительными и самоотверженными, жертвовать личным покоем, удобствами необходимо сохранить без ослабления всю снисходительную любовь к раненому, всю нежную сердечную отзывчивость. Здесь, как и на передовых позициях, надо забыть об усталости страдания, боли не ждут. А сколько нужно ласки, какой нужен богатый запас любви, чтобы не дать места ни одной нотке раздражительности, нетерпения или равнодушия. Ничего подобного не должно быть ни в вашем слове, ни в действии, ни в жесте, ни во взгляде. Вам нужно облегчать не только телесные страдания дорогих нам раненых воинов необходимо, забывая об усталости, вливать в их душу отраду, успокоение и бодрость, озарять их светом чистой радости. Золотое сердце русской женщины, всегда чуткой к людскому страданию, ее нежные, мягкие руки, ее вековой порыв к жертве находят для себя здесь наилучшее применение.

Великий подвиг любви Христовой творите вы, симбирцы, в нашем древнем Смоленске; с Волги вы принесли свою любовь, свою готовность облегчить страдания раненых на берега исторического Днепра. Но в вашей великой любви кроется и великая награда. Я не говорю уже о той награде, что ожидает вас от Спасителя. "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25, 40), скажет вам Сын Человеческий. Я говорю о награде в самом вашем священном деле, говорю о неизмеримой радости. Разумею ту благодатную радость, которую получает каждый, когда, ухаживая за больным, у его постели уже видит, как его больной поправляется, крепнет день ото дня, прибавляется в весе и на его глазах, благодаря ласковому отношению, приветливости, совершенно исцеляется, становится здоровым. Эта радость хорошо известна вам, господа врачи и сестры милосердия. Нет ничего выше этой радости, ибо здесь бывает сохранена жизнь, уменьшены скорби, заглушена боль, внесены отрада и упование туда, откуда, казалось, уже веяло отчаянием и холодом могилы.

Да укрепит же Господь молитвами Богородицы силы ваши в нелегком служении вашем, да хранит вас Господь в полном здоровьи и благополучии; труды ваши да осенит Он Своею благодатию, да увенчает их успехом. С миром и радостию, со страхом Божиим и верою идите на ваш святой подвиг. С молитвенными благожеланиями вам соединим сегодня горячие молитвы к Небесному Врачу, да подаст Он, Всесильный, скорое и полное выздоровление находящимся здесь раненым воинам, кои приняли и легкие раны, и тяжкие увечья на ратном поле."

Архимандрит Дамиан (Воскресенский).
Проповедь, сказанная Святым 19 октября 1914 г. в помещении Симбирского госпиталя Красного Креста при открытии сего госпиталя.

Акафист священномученику Дамиану, архиепископу Курскому

Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православный, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников — Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти: Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:

Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение; радуйся, земли Курения благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный. Радуйся, воплощение доброты и богомудрия; Радуйся, Святой Руси Божие предначертание. Радуйся, веры нерушимое основание. Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Провидев щедролюбивый Господь, яко верным чада Православный Церкви многими соблазнами обуреваемы быти, Ангела — Провозвестника Евангельския истины, глашатая неустрашима в земле нашей воздвиже тя Господь, пастыря добра, яко душу свою за овцы полагающа. Мы же, благодаряще Бога, пастыря верна и стража прилежна даровавшего нам, зовем Ему: Аллилуйя.

От юности твоея, Богомудре Дамиане, орлу уподобился еси, к высоте небесней возлете, да постигнеши Богословскую премудрость в свете истиннаго благочестия просветившеея. Мы же, наставляеми тобою, поклонимся Богу, во Троице Святей славимому, вопия ти похвалы сия: Радуйся, паству Христову паче благ мира сего возлюбивый; Радуйся, делателю винограда Христова избранный. Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется. Радуйся, святителем Владимирские земли поставленный. Радуйся, нашего упования не посрамляющий; Радуйся, разума Апостольския Церкви хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Дамиане, в трудах крестоношення суща, егда всеоружием Божией благодати козни тьмочисленных враг Православный веры разрушал еси, Богу поя: Аллилуйя.

Имея веру несомненную и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Дамиане Богоблаженне. И в чине святительстем Господеви послужил еси. Тем же благостию украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти: Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый; Радуйся, дарованный талант приумноживый. Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим служением; Радуйся, правды и истины всегда искавый; Радуйся, истину дерзновенно вещавый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Бурю страстей внутрь имея, помышлениями суетными обуреваеми, не возможем, Дамиане всемудре, величия мученичества твоего проповедати, обаче твоими молитвами ко Господу в правоверии и благочестии укрепляемы, воспеваем Ему: Аллилуйя.

Слышавше и видевша людие православныя равноангельское стояние твое, на страже апостольской чистоты веры и единства Церкви Христовой, достоблаженне Дамиане, веру непорочно соблюдше и Имя Христово прославивше. Мы же, видя величие подвига твоего, зовем к тебе прилежно: Радуйся, Христа возлюбивый, с ним же за мир сораспеншийся; Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согревающий; Радуйся, стада Христова пастырь верный; Радуйся, молитвенник за народ наш неутомимый. Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, заблудших благостный наставник. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Дамиане; зане паству твою добре осиял еси светом Евангельской истины, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуйя.

Видевше гонители здочестивые, яка твердо упование твое на Господа и любовь к Нему, злобою дышащие людие страдания измышляху; ссылкой изнурения веру твою попрати и тя посмеянием диаволу явити. Ты же вся козни бесовские попрал еси. О сем мы приносим тебе похвалы таковыя: Радуйся, у кормила правления епархией твердо стоялый; Радуйся, свет Христов верным возсиявый. Радуйся, яка тобою ревности по Бозе исполняемся. Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряли; Радуйся, народу православному похваление. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, священномучениче Дамиане, яко добрый воин Христов ограждая паству свою в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.

Возсиял еси во граде Полтаве» яко звезда лучезарная, блистанием твоим озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия, ныне плодами сеяния насыщавши вся, мы же с любовию взываем к ти сице: Радуйся, на престол святительский промыслом Божиим восшедый; Радуйся, крестный путь с паствой своей прошедый; Радуйся, яко овец заблудших и обреченных на заклание не оставил еси. Радуйся, даже едину овцу заблудшую отыскавый. Радуйся, для народа русского сокровище драгоценное - Церковь сохранивый; Радуйся, от распрей церковных много скорбевый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Желая невозбранно пастырем добрым быти, Богоносне отче Дамиане, на пользу чад своих, да вси взыщут истиннаго Бога. Мы же, уповая на преславное ходатайство твое, со дерзновением воспеваем; Аллилуйя.

Перваго и дивнаго святителя по патриаршему благословению Церкви Российския вемы тя, святителю Дамиане, понеже во исповедании не устрашился еси человеческих прельщений и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Глава Церкви - Христос; мы же, недостойнии, приносим ти сицевая; Радуйся, самоотвержение всецело показавши; Радуйся, спасение многих взыскавый. Радуйся, промысла Божия о людех провозвестниче; Радуйся, дивное нравов очищение. Радуйся, послушание патриаршему Местоблюстителю явивый; Радуйся, сокровищ Православной веры усердный хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Странное и преславнеє чудо есть маловерным и малодушным зрети тя, святителю Дамиане, како во дни гонений на Курскую кафедру пришел еси, Православную веру утвердил еси, мудростию словес своих научил еси стадо твое Богоугодно воспевати: Аллилуйя.

Весь исполнь любве Христовы, паству свою не оставил еси, молитвы Всевышнему о нас возсылая; мы же, чтуще светлую память твою, благодарственное пение приносим ти: Радуйся, обилием любви твоея мир удививый; Радуйся, славу предоброго и преблагаго пастыря снискавый; Радуйся, апостольских преданий ревнителю; Радуйся, вокруг себя верных собравши; Радуйся, верность Царю святому Николаю сохранивый; Радуйся, архиереев соседних епархий объединивый; Радуйся, яке Божественнаго священства правило был еси; Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Вси людие паствы курския, видевше тя, архипастыря своего, обличившего опустошителей храмов Божиих, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, ты же любовию к людям исполнен сый, слезныя молитвы Богу вознося, взывал Ему: Аллилуйя.

Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, священномучениче Дамиане; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице: Радуйся, добрый наставниче и мудрый правителю; Радуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю. Радуйся, яко тобою Святое Православие ревностно охраняется; Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждали; Радуйся, славу Царю Небесному мужественно снискавши; Радуйся, гнев Божий на милость к нам, грешным, преложивый, Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Дамиане, ревнителей веры отеческой совокупил еси, богоборческим козням противился еси. Мы же, почитающе всечестныя страдания твоя, вопием прославльшему тя Богу; Аллилуйя.

Матерь Божия, Стена необоримая, Небеси и земли, Владычице пречистая, град Курск ограждающая, строителя тайн Божии и стража верна Церкви Сына своего и Бога нашего избрав тя, отче Дамиане; ныне же ты у престола Царя Славы на Небесех со всеми святыми и Ангелами Небесными, молишься о нас. Мы же, радостию исполненнии, вопием ти: Радуйся, Покровом Пречистыя Богородицы осеняемый. Радуйся, Эдема Небесного сопричастниче. Радуйся, Ангелам собеседниче, святым соучастниче. Радуйся, в невечернии дни Райских блаженств наслаждаешися. Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Пение умиленное приносим ти, священномучениче Христов, сияеши бо ныне на небеси, яко верен Святитель правдою одеялся ecи и в рай сладости вкушаеши; о пес нос ловящих Тя Христа прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуйя.

Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, священномучениче Дамиане, Богохранимей земле Курския. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры, зовем ти: Радуйся, на земле преподобного Феодосия родившийся, Радуйся, святителя Иоасафа славный преемниче, Радуйся, Иоанна Затворника достойный продолжателю, Радуйся, преподобного Серафима во образ себе избравший, Радуйся, преподобного Исаакия в пример вменивший, Радуйся, святому Онуфрию путь уготовлявший. Радуйся, Собора Курских святых преславное украшение. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова Дамиане пречудный. Ты же, молитвенниче всеусердный, ублажи Пречистую Матерь и всех Святых, во еже спастися нам. Силою благодати укрепит и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуйя.

Поюще много страда льны я подвиги твоя, святителю Христов Дамиане, и ублажаем мученическую кончину твою, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевыя: Радуйся, труд крестоношения Богоугодно подъявый; Радуйся, сосуде Духа Святаго исполненный; Радуйся, вечное приемый от Бога благословение; Радуйся, за веру и благочестие заточения и смерть приявый; Радуйся, славы Божией велий ревнителю; Радуйся, паствы твоея присное радование. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

О, преславный исповедниче Христов Дамиане! Прийми от нас, любящих тя чад твоих, приносимое тебе малое моление наше и теплым ходатайством твоим ко Господу огради Церковь Православную и Боголюбивый народ наш, от междоусобиц братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки и сподобимся с гобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу; Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Архиепископ Курский Дамиан, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. Он окончил Курские духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего служил псаломщиком в г. Путивле, а затем настоятелем церкви в с. Николаевке Путивльского уезда. Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте.

27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной «Знамение», он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1905 г. завершил учебу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года – ректор Смоленской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита.

В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей...».

Вскоре он был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года был выслан на 2 года в Туркестан.

В Центрально-Черноземной области владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации «Ревнители Церкви», которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек.

26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся, а 3 ноября І937 года был расстрелян.

В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых 1154 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они поименно были известны, хотя миру не явлены, но ведомы Богу. Среди прославленных Собором новомучеников есть и служители Курской епархии – архиепископ Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский Иоанн (Пашин), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский (впоследствии Рязанский) Иувеналий (Масловский), архиепископ Павлин (Крошечкин), Они подвергались жесточайшим гонениям со стороны безбожной власти, но от Христа, от веры православной не отреклись. В 1937–1938 годах они были расстреляны.

Молитвы

Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наша.

Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Житие

Архиепископ Курский Дамиан , в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. Он окончил Курские духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего служил псаломщиком в г. Путивле, а затем настоятелем церкви в с. Николаевке Путивльского уезда. Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте.
27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной Знамение, он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1905 г. завершил учебу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года ректор Смоленской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита.
В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение контрреволюционной литературы и рукописей....
Вскоре он был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года был выслан на 2 года в Туркестан.
Вернувшись из ссылки, последовательно занимал Владимирскую, Полтавскую и Курскую архиерейские кафедры. Будучи Курским Преосвященным, владыка Дамиан был возведён в сан архиепископа.
В Центрально-Черноземной области владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации Ревнители Церкви, которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек.
26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся, а 3 ноября І937 года был расстрелян.
В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.