Почему строительству пирамид придавалось большое значение. Погребальные ритуалы. Древность погребальных обрядов


Считается, что около 4000 архитекторов, художников, каменотёсов и прочих ремесленников выполняли подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду примерно 20-25 лет. Но цифра в 100 000 рабочих вызывает у современных учёных сомнение. По их расчетам только 8000 человек могли бы спокойно строить пирамиду, не мешая друг другу. Было израсходовано 1600 талантов (по современным расценкам 25-30 млн $). Многие люди хотели принять участие в строительстве пирамиды. Это объясняется тем, что рабочим предоставляли жильё, одежду и платили небольшое жалование. На строительстве работали крестьяне, которые в период разлива Нила были свободны от полевых работ. В каменоломнях на восточном берегу Нила вырубались и обтёсывались огромные глыбы, которые потом по брёвнам тащили к реке. Парусная лодка переправляла рабочих и блок на другой берег Нила. Затем по бревенчатой дороге волоком доставляли эту глыбу на строительную площадку. Тут наступала очередь самой опасной и тяжёлой работы. По наклонному въезду с помощью канатов, блоков и рычагов её укладывали на нужное место с такой точностью, что между блоками нельзя было просунуть лезвие ножа. Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовались связующие вещества. Каждый блок весил более 2 тонн. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки - с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, за исключением погребальных камер, ведущих к ним коридоров и узких вентиляционных шахт, а также разгрузочных камер над так называемой «Камерой Царя». По современным оценкам пирамиду строили в течение примерно 20 лет 20-25 тысяч наемных рабочих, которых щедро кормили, а не рабы, как считалось ранее.
Есть версия, которая достаточно хорошо объясняет, как была построена пирамида и точность подгонки отдельных блоков. Это версия состоит в том что пирамида построена из бетонных блоков, созданных фактически путем постепенной поднятии опалубки и изготовлении блоков сразу на местах - отсюда и такая точность подгонки.
В работах некоторых исследователей как, например, сэра Уильяма Флиндерса Петри «Пирамиды и Храмы Гизы», и в работе Кристофера Данна «Загадка древних египетских машин», а также подтверждёнными фото- и видеосъемками во время экспедиции под руководством Александра Склярова, после внимательного исследования идеально сохранившихся блоков наружной отделки и внутреннего пространства пирамид были найдены следы, которые были интерпретированы ими как машинная обработка камня, что заставило этих исследователей поставить под вопрос авторство и время строительства пирамид.
Со времён античности в пирамиду Хеопса никто не заходил, хотя нисходящий туннель посещался ещё в римские времена, о чём свидетельствуют надписи в подземной камере; описание этой камеры было сделано Страбоном. Первым, кто проник в пирамиду после римлян, был халиф Абу Джафар аль-Мамун (сын Гаруна аль-Рашида) в 832 г., прорубив ход длиной более 17 м (именно через него в наше время туристы попадают внутрь пирамиды). Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя.
Солнечная лодка Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.
Вход в пирамиду находится на высоте 14 метров, на её северной грани. Уже в начале Среднего царства пирамида Хеопса начала привлекать большой интерес. Уже в Сказках папируса Весткар, действие которых отнесено ко времени Хуфу, мы встречаемся с мотивом поиска этим царём «числа тайных покоев бога Тота», необходимого для постройки пирамид. Геродот передаёт рассказы о том, как Хуфу отдал дочь в публичный дом, чтобы добыть средства для постройки пирамиды. У Геродота же мы впервые встречаем распространённое мнение о том, что Хуфу заставил всех египтян работать на строительстве. В действительности же отряд строителей был хоть и велик, но вполне ограничен.
Внутри пирамиды Хеопса находятся две погребальные камеры, расположенные одна над другой.
Строительство первой, самой глубокой камеры («ямы») не было закончено. Она вырублена в скальном известняковом основании. Чтобы попасть в неё, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося (под углом 26,5 градуса) прохода, который затем переходит в горизонтальный коридор длиной около 9 м. Размеры камеры 14?8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м. Посередине камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7?0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком.


От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5 градуса идёт на юг восходящий проход длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи. В своём начале, восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные каменные «пробки», снаружи, из нисходящего прохода, нижняя была замаскирована выпавшим случайно при работах Аль-Мамуна блоком известняка, да так что примерно 3 тысячи лет считалось что в Большой Пирамиде иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры, нет. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор, а пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что в некоторых местах выше восходящий проход чуть уже пробок, она считает что пробки были вообще установлены в начале строительства и т.о, восходящий проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки хранились в имеющемся пазе Большой Галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.
Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в том месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - т. н. коридорах испытаний к северу от Большой Пирамиды - имеется стык сразу не двух, а трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный колодец. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым.
В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность - в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно.
Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.
Еще одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том как строителям удалось точно выйти на Грот.
Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений непонятного предназначения. Углубление заканчивается т. н. "Большой ступенькой" - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ.). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.
Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие. Их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.
От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с 17 в., сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены ок. 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 г. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности. Конец южного канала закрыт каменными дверцами, обнаруженными в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II». В 2002 году с помощью новой модификации робота дверца была пробурена, но за ней обнаружилась небольшая полость и ещё одна дверца. Что находится дальше, пока неизвестно.
Обнаружены также несколько подземных сооружений у подножия пирамиды Хеопса. Часть из них вскрыта в разное время. В одном из подземных сооружений в 1954 году археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную «Солнечной», длиной 43,6 м, разобранную на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса ещё плавала по Нилу. Ладья была найдена в разобранном виде и на данный момент выставлена для демонстрации туристам. Ученые используя новейшие технологии вскрыли некоторые подземные сооружения и в одном из них была найдена ещё одна ладья, доставать её не стали, чтобы не повредить, а саму камеру запечатали.

Погребальные ритуалы

Фараоны строили пирамиды, простым же людям приходилось обходиться гробницами попроще. Обычно они состояли из двух частей – подземной и надземной. В подземной части, в специальной камере, устанавливали саркофаг с телом. Потом совершали последние обряды, камеру замуровывали. А над ней сооружали настоящий маленький храм. Обычно он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями, из которых живые могли узнать о добродетелях и деяниях покойного. Порою в таком дворе у маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Внутри храма на колоннах изображали наиболее характерные эпизоды из жизни усопшего, а в особом зале желающие могли воздать хвалу богам, попросив их быть милостивыми к усопшему. Понятно, что размеры и убранство храма зависели от благосостояния семьи умершего.

Фараоны, конечно, были избавлены от подобных проблем – средств у них было предостаточно.

Главным в захоронении фараона являлся саркофаг. Сохранились рассказы о том, как фараоны еще при жизни посещали мастерские и придирчиво осматривали изготовляемые для их будущих мумий «домы». Но саркофаги у фараонов были не простые. Мумия фараона Двадцать первой династии Псусеннеса, например, уже защищенная золотой маской, лежала в серебряном гробу, повторявшем ее очертания, который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, также похожем на стилизованную мумию. Гранитный саркофаг, в свою очередь, находился в прямоугольном каменном ящике, украшенном изнутри и снаружи изображениями божеств, которые должны были охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны – богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. То есть изображение фараона на саркофаге должно было глазами из черного гранита всю вечность созерцать красоту летящей по небу богини.

Кроме того, глаза были также на стенках саркофагов, чтобы усопший фараон мог видеть происходящее не только в гробнице, но и во всем мире. Также на саркофагах изображались двери, чтобы фараон, при желании, мог выходить из своего вечного убежища и возвращаться в него, когда ему захочется.

В гробницу помещалась различная утварь, которая должна была не только подчеркнуть могущество и богатство владельца саркофага, но и предоставить ему в мире ином всевозможные удобства. В богатейшей гробнице Тутанхамона, например, стояли парадные кровати, ложа для отдыха, колесницы и ладьи, сундуки, кресла, стулья, табуреты, оружие, посохи, ювелирные украшения и даже игральные фигурки, не говоря уже о предметах культа. Также гробницы наполнялись посудой, чтобы умершему было из чего кормить своих потусторонних гостей, и даже зерном, вином и мясом, чтобы тем было что есть.

Кроме саркофага, в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами.

В них хранились вынутые при бальзамировании внутренние органы фараона, отданные, соответственно, под защиту четырех богов – Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебех-Сенуфа. Амсет имел человеческую голову, Хапи – голову павиана, Дуамутеф – шакала, а Кебех-Сенуф – голову сокола. И крышки четырех сосудов также делались в форме голов – человека, павиана и т. д. Правда, некоторые властители, например Тутанхамон, сначала приказывали поместить свои органы в маленькие саркофаги из золота и серебра и уже только потом – в сосуды.

А еще в гробницах было обнаружено множество статуэток. Что это значило? Как мы помним, совершившие поровну плохих и хороших дел должны были работать на Осириса. Это значит – возделывать его поля Иалу: пахать, сеять, копать оросительные каналы и так далее. Но как мог делать это человек, который брезговал заниматься чем-либо подобным в своей земной жизни? И выход был найден: вместо покойника эту работу могла исполнять специально положенная в гробницу статуэтка. Вряд ли был в мире народ, который больше верил в то, что материальные земные вещи обладают совершенно чудесными проекциями в царстве небесном. Лицам статуэток придавали сходство с лицом покойника, а, чтобы уж точно не возникло путаницы, на них не только писали имя погребенного, но и перечисляли обязанности, которые статуэтка будет исполнять вместо него в царстве мертвых.

Например, надпись на статуэтке жреца по имени Осирис гласила: «Если Осирис будет учтен, призван, назначен на всякие работы, которые должны быть сделаны там, в некрополе, как делает человек для себя, для плодородия полей, для орошения берегов, для переноски песка с востока на запад и обратно, для удаления сорняков, как делает человек для себя, ты скажешь: „Я сделаю это. Я здесь!“»

Вскоре родилась целая индустрия, и для статуэток стали изготавливать корзины, мотыги, лопаты. Они, кстати, также подписывались именем владельца – видимо, для того, чтобы в загробном мире злые статуэтки не крали у хороших лопаты и прочий инвентарь.

Кого-то озарила и вполне резонная мысль, как еще можно скрасить покойному долгий досуг. Тогда стали изготавливать статуэтки обнаженных женщин. У некоторых усопших таких изображений набирался даже не гарем, а целый полк.

Саму мумию украшали множеством драгоценных оберегов и просто золотых подвесок и бус – богатый человек должен выглядеть богатым всегда. Впрочем, бедные тоже хотели выглядеть достойно, и их украшали имитациями драгоценностей.

После того как подготовка завершалась, и все необходимое для как можно более комфортного путешествия в царство мертвых было приобретено, наступала пора писать завещание и выбирать его исполнителя. Обычно им назначался один из сыновей. Кроме доли в наследстве, он получал и особую его часть, которую мог тратить лишь на поминовение усопшего. Он не имел права делить ее между собственными детьми, а должен был выбрать из них того, кто будет достойно заботиться о памяти деда и регулярно приносить в жертву хлеб, пиво и мясо и уговаривать богов вести себя с покойным хорошо.

Когда же все эти хлопоты завершались, можно было и умирать. Египтяне, как и любой другой народ, весьма плохо отзывались о старости, но стремились все же прожить в этом, пусть и несовершенном, состоянии подольше. Когда же сделать этого не удавалось, и египтянин, как тогда выражались, «отплывал к другому берегу», его близкие погружались в траур. По меньшей мере на семьдесят дней. Они прекращали все свои дела и сидели дома в безмолвной скорби. Когда же было необходимо куда-то выйти, то близкие покойного мазали лицо илом и, идя по улице, беспрестанно били себя руками по голове.

Но выйти из дома все-таки было надо. Не терпело отлагательств одно, главное теперь дело: тело усопшего нужно было передать бальзамировщикам и выбрать способ бальзамирования. Их имелось три.

Бальзамирование «по высшему разряду» заключалось в том, что из головы трупа извлекали мозг, из тела – все внутренние органы, кроме сердца, промывали все это и укладывали в специальные сосуды. Само тело дважды промывали, заполняли благовониями, а затем погружали в раствор натрона (разновидность соды), который в изобилии добывался в Вади Натрон, долине к западу от Фаюма, а также в районе Нехеба.

Через семьдесят дней тело извлекали, снова тщательно промывали и заворачивали в широкие льняные полосы, пропитанные древесными смолами и другими веществами. При этом использовались, как минимум, пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, чтобы покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез, сделанный бальзамировщиком, кассия, корица, «кедровое масло» (добытое на самом деле из можжевельника), хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, древесные опилки, вар и гудрон. Основой всех этих смесей продолжал служить натрон. Некоторые компоненты было невозможно достать в Египте, и их доставляли из-за границы, в частности из Библа.

После таких процедур тело представляло собой скелет, обтянутый кожей, однако легко при этом узнаваемый: все черты покойного сохранялись, вплоть до выражения лица.

Мумию знатного египтянина украшали богато: на нее надевали ожерелья и амулеты, браслеты, наплечники и сандалии. На разрез бальзамировщики клали толстый золотой лист с выгравированными на нем изображениями четырех божеств-хранителей по краям и глаза «уджат» в середине, который обладал свойством залечивать раны. Между ногами мумии клали копию Книги мертвых, а на лицо – маску. Для фараонов и знати такие маски изготавливались из золота, и порою они соединялась с накидкой или воротником из бус золотыми нитями. Для египтян попроще маски делались из полотна и гипса. Затем все это покрывали саваном. Теперь можно было приступать к похоронам.

На пути к гробнице члены семьи усопшего рыдали и горестно заламывали руки. В помощь им нанимались профессиональные плакальщицы, они, вымазав лица илом, рвали на себе одежды и били себя по голове. Люди посолиднее громко вспоминали о добродетелях и добрых делах покойного. Не будь всего этого шума, похороны вполне можно было бы принять за обычное переселение в новый дом: впереди процессии группа служителей несла пирожки и цветы, глиняные кувшины и каменные вазы, ларцы со статуэтками и их орудиями труда. Затем следовала группа с погребальной мебелью и колесницей в разобранном виде. Далее несли личные вещи, затем драгоценности и предметы роскоши, выложив их на блюдах – дабы окружающие могли убедиться в том, что покойный был весьма обеспеченным человеком. Затем следовало замысловатое сооружение, которое тащили две коровы, да еще несколько мужчин подталкивали сзади. Это были сани на полозьях, на санях была установлена ладья со статуями богинь Исиды и Нефтис с обеих сторон, а уже над ладьей возвышался катафалк из деревянных раздвижных рам, занавешенных вышитыми тканями или кожей.

Процессия подходила к Нилу, где уже была готова для переправы целая флотилия: погребальная ладья с загнутыми внутрь носом и кормой в форме зонтиков папируса, на которую и ставился саркофаг. На этой ладье для контроля за движением был только один человек, а все остальные члены процессии загружались на большой корабль, который буксировал ладью через Нил. Вслед за ними двигались еще четыре судна, которые перевозили погребальную утварь.

На другой берег следовали обычно родня и близкие покойного, другие же лишь провожали флотилию пожеланиями умершему лучшей жизни в загробном мире. Причалив к берегу, снимали гроб, вещи, процессия снова выстраивалась в том же порядке и отправлялась к месту упокоения. Часто оно находилось в горах, и вскоре коровы не могли уже тянуть сани, тогда их выпрягали и заменяли близкие покойного. Дальше они могли и просто нести саркофаг на плечах.

У подготовленной гробницы уже стояли столы со всем необходимым для поминальной трапезы: хлеб и кружки с пивом. Жрец совершал магические ритуалы, возвращавшие мумии усопшего способность ходить и смотреть, и в погребальную камеру опускали саркофаг, а также всю погребальную утварь и пищу.

Затем каменщики замуровывали вход, а участники процессии собирались помянуть покойника в тут же установленных беседках. Появлялся музыкант, который восславлял покойного, и скорбящие отправлялись назад в город, нередко уже преисполненные веселья без капли скорби: все необходимые ритуалы были совершены, и оставалось только ждать воскресения мертвых.

Способы бальзамирования для людей попроще были гораздо примитивней: тела не вскрывались, органы не вынимались, бальзамировщик лишь вводил в тело через задний проход маслянистую жидкость со смолой можжевельника. Для бедных смолу можжевельника и вовсе заменяли дешевыми дезинфицирующими средствами. Такую мумию укладывали в гроб и относили в старую заброшенную гробницу, где уже было множество гробов подобных же бедняков. А тела самых бедных и вовсе скидывали в общую могилу, лишь обернув их грубой тканью, и засыпали песком.

Живым теперь требовалось тщательно заботиться об умерших, иначе, согласно той же Книге мертвых, неминуемы были страшные кары. Живые верили, что покойник «предаст их огню фараона в день его гнева… Они опрокинутся в море, которое поглотит их тела. Они не получат почестей, предназначенных праведным людям. Они не смогут есть приношения покойным. Перед ними никто не совершит возлияний свежей водой. Их сыновья не займут их места. Их жен изнасилуют у них на глазах… Они не услышат слов фараона в день его радости… Но если они будут хорошо заботиться о погребениях… они получат все наилучшее…» Книга мертвых обещала: «Амон-Ра, царь богов, пошлет вам долгую жизнь. Царь, правящий в ваше время, вознаградит вас так, как следует вознаградить. Для вас будут умножены должности без конца, которые вы будете получать от сына к сыну и передавать от наследника к наследнику… Они будут погребены в некрополе, достигнув возраста ста десяти лет, и приношения им будут множиться».

Египтяне верили: если про покойника все же забудут, то он, обманув богов, выберется из гробницы и станет преследовать живых, пугая их и насылая на них разные болезни. Впрочем, некоторые покойники могут поступать так не потому, что про них забыли, а просто из-за вредности характера. Но с этим уже ничего не поделать…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Московский государственный университет им. Ломоносова

Филиал МГУ в Севастополе

Кафедра истории и международных отношений

по истории Древнего Востока

ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ

Выполнил Головко Д.Ю.

Преподаватель Ушаков С.В.

Севастополь - 2015

ВВЕДЕНИЕ

Египетские пирамиды - величайшие архитектурные сооружения своего времени, которые поражали своими размерами и геометрической точностью греческих и римских авторов, которые поражают и нас с вами - современников века высоких технологий.

Чтобы осознать в полной мере грандиозность и неизмеримую созидательную силу этих великих строений, следует сообщить, что древние египтяне не владели всеми достижениями прогресса, которыми пользуются современные строители, создающие великие архитектурные сооружения нашего времени, как, например, взрывчатые вещества, железные и, тем более, стальные орудия, им не были известны алмаз и корунд, не было мощных машин для добычи и транспортировки камня и собственно строительства.

Цель и задачи

Основная цель этой работы - описать комплекс пирамид в Гизе - великих пирамид, которые будут названы древними греками чудом света. Описать развитие мысли, приведшей к строительству таких монументов от ранних гробниц до самых поздних пирамид.

Главной задачей этой работы является характеристика технологии строительства египетских пирамид в целом и описание Великих пирамид в Гизе, которые стали главными памятниками всей древнеегипетской цивилизации.

Как уже обозначено, во времена, предшествующие эпохе великих пирамид, строились и другие пирамиды. Считаю нужным обозреть более ранние царские погребальные сооружения, начиная от так называемых мастабов до прямых предшественников великих пирамид.

У египетских каменщиков в распоряжении имелись лишь несложные средства транспорта и орудия из камня, меди и дерева. Так какие же технологии применялись в этом древнем монументальном строительстве?

Общеизвестно, что пирамиды - погребальные сооружения, поэтому следует описать древнеегипетский погребальный обряд.

Обзор источников и литературы

Для того, чтобы дать ответ на поставленную цель и выполнить задачи настоящей работы, нельзя не прибегнуть к сочинениям самих древних египтян. В Текстах Пирамид и Текстах Саркофагов представители этой древней цивилизации оставили богатейший материал для изучения погребального обряда и религии, который следует не только расшифровать, но и понять, ведь мышление египтян отлично от мышления современного человека.

Множество свидетельств оставили и античные авторы, из которых мною взят великий труд Геродота "История". Их труды традиционно считаются источниками, несмотря на то, что от египетского Древнего Царства "отца истории" отделяют два тысячелетия. Геродот оставил важный материал, к которому, тем не менее, следует относится с осторожностью, соотнося его данные с другими видами источников.

Хильда Августовна Кинк - выдающийся советский египтолог, оставила прекрасное описание техники строительства пирамид в своей книге "Как строились египетские пирамиды", использовав как пример пирамиду Джосера.

В книгах Жан-Франсуа Лауэра "Загадки великих пирамид" и Войтеха Замаровского "Их величества пирамиды" обобщены знания по проблеме великих пирамид.

Статья выдающегося советского египтолога Милицы Эдвиновны Матье "Тексты Пирамид - заупокойный ритуал" является необходимой для понимания Тестов Пирамид как описания религии и погребального обряда древних египтян.

Считаю подбор источников, несмотря на их кажущуюся устарелость, адекватным для достижения цели работы и выполнения поставленных задач.

1. Ранние царские гробницы и Пирамида Джосера

2. Великие пирамиды в Гизе

Поздние пирамиды

Технологии строительства великих пирамид

Обряд погребения древних египтян

1. РАННИЕ ЦАРСКИЕ ГРОБНИЦЫ И ПИРАМИДА ДЖОСЕРА

Давайте вначале разберём первые погребения фараонов, которые ещё не поражают, но позволяют рассмотреть развитие древнеегипетской инженерной мысли, без которой нельзя построить даже простейший сарай. Фараонам строили сравнительно большие, царские гробницы уже в начале династического периода истории Древнего Египта.

Погребения фараонов первой и второй династии обнаружены около селения Абидос. Недалеко от этого места располагалась родина царей первых двух династий - город Тинис, по имени которого эти династии часто называют Тинисскими. Гробницы в Абидосе оказались разграбленными, но всё же таблички с именами фараонов и множество других вещей дают основания утверждать, что это - первые царские гробницы. Позднее обнаружены царские гробницы в Саккаре, которые были созданы для этих же фараонов.

Что представляли собой первые погребальные сооружения? Гробница была плоским сверху прямоугольным сооружением со скошенными стенами, напоминающим по форме скамью высотой от 3 до 6 м. По-арабски скамья - "мастаба", отсюда и происходит название таких гробниц. Мастаба строилась из кирпича-сырца, иногда облицовывалась каменными плитами, позже ее стали складывать из камня. Главной частью гробницы было помещение для гроба, кладовые же находились глубоко под мастабой, высеченные в скале.

Мастаба была гробницей и для знати, поэтому фараон Джосер - основатель третьей династии - захотел создать для себя нечто такое, что выделило бы его, поставило и после смерти над всеми его подданными, как бы знатны они ни были.

В такой погребальный комплекс вошли заупокойный храм фараона и многие другие строения. Внутри пирамиды архитекторы расположили центральную камеру. Каменный, чаще гранитный, саркофаг или гроб с мумифицированным телом фараона находится или здесь, или в шахте под пирамидой, как это сделано в пирамиде Джосера. В ней, как и в мастабах, похоронили всю семью царя. Как видно на схеме (см. приложение 1), изначально для фараона строили грандиозную мастабу, потом надстроили ещё несколько ступеней и поверх первой построили ещё более грандиозную ступенчатую пирамиду высотой 62 м и со сторонами основания 115 м и 125 м. Сам фараон похоронен в узкой камере на глубине 26 м.

Рядом с пирамидой Джосера когда-то стояла недостроенная пирамида его сына Сехемхета, от которой сейчас остались руины, сторона её основания равна 125 м. Уже в ней найден алебастровый саркофаг

Исходя из вышеописанного, пирамиды в Гизе не являются чем-то экстраординарным. Они - показатель могущества фараонов Древнего царства, которые с каждым разом строили памятники себе все выше к небу.

ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ

В нескольких километрах от Каира и расположилась главная цель множества историков-египтологов и моего непритязательного сочинения. В великих пирамидах есть огромная ценность для истории, для архитектуры, для всего искусства. Поражает не только их высота, подобная высоким горам среди сухой песчаной пустыни, но простота и гениальность форм, не говоря уже об их размере, которые очевидцы не могли объять ни глазом, ни мыслью. Эти величественные строения стоят на искусственно выровненной площадке. Комплекс пирамид в Гизе состоит из пирамиды Хеопса, у которой три пирамиды-спутницы (построенные для жён фараона), к царской гробнице прилегает более 100 мастаб с каждой стороны света. Следом по высоте и размерам идёт пирамида Хефрена, которая первоначально всего на три метра ниже пирамиды Хеопса. И замыкает пирамида Менкаура.

Венчает комплекс монументальная статуя, оберегающая покой сна фараонов: Большой (или большая) Сфинкс - лежащий лев с человеческой головой. Впервые его описал римский историк Плиний. По мнению ряда историков, Сфинкс - это воплощение бога и льва с лицом фараона Хефрена, который охраняет свою пирамиду, но пока неизвестно, может ли это утверждение иметь право на существование. Статуя в длину от передних лап до хвоста имеет 51 м, высота - 20 м, лицо в высоту 5 м, а в ширину - 2 м. То, что можно сказать наиболее точно, Сфинкс - древнейшая монументальная скульптура.

Из всех египетских пирамид наиболее сильное впечатление производит самая высокая и грандиозная, так называемая "Большая пирамида" фараона Хеопса около Гизы. Тридцать лет строился этот некрополь, из них собственно пирамиды строились двадцать лет, как пишет Геродот. Архитектором этого комплекса был зодчий Хемиун. Высота ее достигает 146,6 метров, в древности она была немного выше, а теперь ее верхушка раскрошилась и выветрилась. На ее постройку пошло 2300 тысяч каменных глыб, каждый весит не менее двух с половиной тонн. А есть и такие блоки, вес которых достигает тридцати тонн. Длина каждой стороны основания равна 233 метрам, таким образом, она занимает площадь размером более пяти гектар.

Около пирамиды расположены три пирамиды жён Хеопса, (Хетепхерес, Мерититес и Хенутсен) расположенные восточнее пирамиды как бы по росту. У каждой из них построены заупокойные молельни, погребальные камеры с галерей, в которую вела отвесная шахта.

Там же каменные гробницы-мастабы, принадлежавшие египетской знати: придворным, чиновникам, жрецам. Также в погребальный комплекс входили два заупокойных храма, из которых сохранились лишь развалины верхнего храма. Пирамиду окружал грандиозный каменный забор

Внутри Великой пирамиды три камеры, построенные на разных этапах строительства. Первая на глубине 30 м высечена в скале примерно посередине пирамиды. Вторая - на 20 м выше основания, именно её называют "усыпальницей царицы" Эти камеры оставили неоконченными. Оконченная третья камера и стала усыпальницей царя, именно в ней был найдет саркофаг. Царское пристанище сооружено на высоте 42 м. Сама камера в высоту 6 м, над ней построен потолок, блоки которого весят 400 тонн. Над потолком - пять разгрузочных камер общей высотой 17 м, которые призваны перевести нагрузку тонн каменных блоков с усыпальницы на основание пирамиды. Во всех камерах есть помещения, названные В. Замаровским "прихожими", которые соединены коридорами или шахтами, некоторые из которых ведут в тупик. Первоначальный вход в пирамиду располагался на северной стороне на 25 м выше основания, а сейчас вход в пирамиду расположен на 15 м ниже. Он прорублен грабителями.

Большая галерея является таким же выдающимся архитектурным сооружением, как и вся пирамида Хеопса. Её длина 47 м. Её стены искусно облицованы и образуют угол наклона в 26 градусов. За ней расположена погребальная камера, в которой стоит вытесанный из коричнево-серого гранита саркофаг без какой-либо подписи.

Вслед за Хеопсом пирамиду себе построил Хефрен - сын или брат Хеопса. Этот фараон был болезненный, поэтому изначально строился более скромный погребальный комплекс. Именно "Урт-Хафра" (древнеегипетское название монумента, означающее "Почитаемый Хафра"). Именно эта пирамида главенствует в комплексе, так как расположена на холме и обладает более крутым склоном. Высота этой пирамиды - 136,4 м, стороны её основания - 210 м, угол наклона больше, чем у пирамиды Хеопса и равен 52 градуса. Комплекс этой пирамиды включал заупокойный храм, пирамиду-спутницу для жены фараона и Великий Сфинкс охраняет покой именно этого фараона. Блоки в среднем весят по 2 тонны, а у храма - гранитные блоки по 45 тонн.

Заупокойный храм стоял к востоку от пирамиды. В нём было 12 сульптур царя и пять молелен. Через полкилометра по дороге стоял нижний храм, северо-западнее которого и поныне сторожит фараонов покой Сфинкс. В его центральном зале стояло 23 тронные статуи царя. К югу от пирамиды когда-то стояла небольшая пирамида-спутница, где вероятно похоронена жена фараона, но её надземной части не сохранилось, а подземная разграблена.

Внутренняя структура пирамиды Хафра проста. На северной стороне два входа: один на уровне основания, второй - на высоте 15 м. Коридор от них ведёт в погребальную камеру. Она вытесана в скале, и только свод упирается в каменную массу этого монумента. Там расположен гранитный саркофаг. Больше никаких построек внутри пирамиды нет.

Самая южная и низкая Пирамида Менкаура - сына Хафры стала последней великой пирамидой. Египтяне её назвали "Божественный Менкаур". План постройки сменялся три раза. Высота 66 м, стороны основания - 102 м и 104 м, угол наклона - 51 градус. При её строительстве использовались самые большие каменные блоки, но пирамиду начали строить из камня, а потом перешли на кирпич по указанию сына Микерина фараона Шепсескафа.

Рядом с пирамидой стояло два заупокойных храма, нижний даже был позднее расширен и реставрирован уже во время шестой династии. К югу от царской пирамиды располагались три пирамиды-спутницы, две из которых неоконченные, по форме ступенчатые. Каждая из них имела заупокойный храм.

Вход в пирамиду находится над шрамом, оставленным мамелюками. Погребальная камера сравнительно мала, потолок составлен из двух блоков, создающих подобие свода, а схема всех ходов и помещений довольно сложна. Там был найден богато расписанный гранитный саркофаг, ныне утерянный, который принадлежит к более позднему времени - саисскому возрождению.

Следующий фараон Шепсескаф, последний фараон четвёртой династии, не оставил после себя пирамиды, ограничившись постройкой большой мастабы. Почему этот царь не стал строить пирамиду доподлинно неизвестно, тем не менее, не такие великие пирамиды строить продолжали.

ПОЗДНИЕ ПИРАМИДЫ

Как же было сказано, египетские фараоны продолжали строить для увековечивания памяти о себе пирамиды. Эти монументы уже не такие грандиозные, как Гизехские, но тоже заслуживают внимания, ведь позволяют обозреть этап затухания целой эпохи.

Первой после погребения Микерина стала пирамида царя Усеркафа, родоначальника пятой династии, которая построена в самом центре некрополя в Саккаре. Она построена очень небрежно, без должной обработки каменных блоков и ныне представляет собой груду камней. Первоначальная сторона основания пирамиды равна 70 м, высота 45 м, то есть эта пирамида меньше любой построенной до неё. Вход, уже давно засыпанный, располагался на северной стороне монумента. Погребальная камера ниже основания на 10 м. Южнее пирамиды стоял заупокойный храм, западнее - две пирамиды-спутницы, одна из которых, принадлежит главной жене фараона и имеет высоту 25 м, а другая с высотой 22 м выполняла ритуальную функцию.

В Абусире расположен некрополь, выстроенный при новом экономическом подъёме Египта во время шестой династии. Он включал в себя пирамиды Сахура, Ннусера, Неферикара, недостроенную пирамиду Неферефра и мастабу вельможи Птахшепсеса. Каждая пирамида образует комплекс. Подробное описание Абусирского некрополя займёт очень много времени и места, поэтому мы перейдём к описанию технологий, применённых при строительстве великих пирамид.

древнеегипетский монументальный архитектурный погребальный

4. ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД

По своей технике и орудиям труда сооружение великих пирамид относится к энеолитическому периоду - медно-каменному веку. В это время из металлов присутствовали только золото и медь, уже к концу эпохи Древнего царства появится бронза.

Основными строительными материалами в 5-4 тысячелетии до н.э. были стебли болотных растений, дерево и глина. Уже в первой половине 4 тысячелетия древние египтяне научились делать сырцовый кирпич правильной формы. В это время они обладали развитой техникой строительства

Технику строительства великих пирамид будем рассматривать на примере древнейшей пирамиды Джосера, которую построили по проекту талантливого зодчего Имхотепа в Саккаре. Именно на ней можно проследить развитие египетского зодчества, ведь технологии, начатые при её строительстве при возведении следующих пирамид только усовершенствовались.

При строительстве пирамид применялось несколько видов инструментов. Для обработки камня использовали диоритовые кувалды или молоты, тёсла медные топорики и зубила с односторонним лезвием. А также применялась песчаная пила - способ пиления металлическим лезвием (в нашем случае - медным) по зёрнам дроблённого кварца, смоченным водой. Из дерева изготовлялись рукоятки для медных и каменных инструментов, применяемых на строительстве пирамид, а также на работах по подъёму, спуску и установке больших каменных блоков и плит в качестве рычагов и балок для канатов. Нашёл применение и кирпич-сырец.

Камень при помощи волокуш доставляли к месту строительства в необработанном виде. Каменщики и каменотёсы, ранее занятые производством каменных сосудов, обтёсывали каменные глыбы сначала кувалдами из твёрдого камня (диорита и кварцита), затем медным зубилами. Камень укладывали также как и кирпич-сырец - правильными рядами с чередованием тычков и ложков. Для погрузочных и такелажных работ применяли крупные балки, катки, рычаги, канаты, насыпи из необожженного кирпича и волокуши, в которые впрягали людей.

С улучшением организации работ вес каменных блоков рос. Блоки пирамиды Хефрена, когда был достигнут пиковый успех, достигали массы 150-180 тонн при объёме 50-60 м 3 , а в толще нижнего храма комплекса этой пирамиды обнаружен блок весом 500 тонн при объёме 170 м 3 .

Самая трудоёмкая часть строительства - подъём блоков на пирамиды, которые с каждым разом становились всё выше. Геродот писал, что древние египтяне для этого применяли деревянные механизмы, с помощью которых блоки поднимали с уступа на уступ. Вторую версию высказал другой античный автор - Диодор Сицилийский - утверждал, что не обладающие машинами египтяне для подъёма блоков пользовались системой насыпей.

Широкое распространение получила гипотеза немецкого инженера Кроона. Он утверждал, что для обеспечения подъёма волокуш на новый эпат кладки увеличивали высоту и длину насыпи, ширину проезжей части, но и покрывали каждый раз откосы насыпи новыми слоями кирпича. Жан-Филипп Лауэрт усовершенствовал эту гипотезу. По его мнению, основаниям откосов насыпи сразу же придавалась максимально необходимая ширина и в дальнейшем при увеличении насыпи им придавалась необходимая высота.

ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

О древнеегипетском обряде погребения и их представлениях о загробном мире можно узнать из Текстов пирамид, которые дают нам представление об их вере, устройстве загробного мира.

Основной же целью всего древнеегипетского обряда погребения являлось магическое воскрешение умершего, а всего заупокойного культа - поддержание умершего в воскрешённом состоянии.

Важное место в обряде погребения занимала мумификация. Этот обряд практиковали примерно с 2400 г. до н.э. и вплоть до периода эллинизма. Весь процесс или обряд описал Геродот: "Железным крюком через ноздри извлекали возможное количество мозга, то, что оставалось после извлечения, растворяли специальными смесями. Затем, делали узкую щель в боку… и удаляли все внутренние органы. Брюшную полость тщательно вычищали и мыли… После этого, брюхо заполняли толченым миром, кассией и другими ароматическими субстанциями, кроме ладана. Затем разрез зашивали, а тело покрывали натром и оставляли его на 70 дней, не больше. Когда период хранения… подходил к концу, тело омывали, а затем окутывали с ног до головы в бинты, порезанные на лоскуты и смоченные канифолью, которая обычно использовалась египтянами в качестве клея."

Весь ритуал погребения сопровождался чтением молитвенных текстов из Книги Мёртвых, которые должны были помочь умершему попасть в загробный мир. Тексты пирамид, которые дали огромный массив сведений о религии древних египтян, полностью состоят из заупокойных тестов.

С древности египтяне клали в погребения предметы жизненного обихода: кухонную утварь, керамические изделия, каменные сосуды, другие предметы быта и пища. Саркофаги имели вначале прямоугольную, а уже во время Нового царства - антропоморфную форму. На саркофагах изображались сюжеты из повседневной жизни умерших. Во время Среднего царства в гробницы стали оставлять всё меньше предметов обихода, появляются ритуальные предметы: статуэтки ушебти, скарабеи и другие предметы магического обихода, призванные защитить умершего от зла в загробном мире. Кроме того, встречались погребальные лодки. Погребальная ладья, найденная возле пирамиды Хеопса является древнейшим кораблём в мире. Сама она великолепно сохранилась и сейчас находится в павильоне у пирамиды. Её длина - 36 м, а построена она из кедра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целые поколения египтологов начинали исследовать пирамиды, писалось огромное количество научных трудов. Считаю, что я смог осветить лишь малую часть этой проблемы. Даже в истории великих пирамид есть белые пятна, нельзя говорить о полной изученности этого комплекса.

Значение фараонов, способности науки и техники древних египтян сделали возможным постройку таких сооружений. Это сложно представить, но даже своими простейшими медными, каменными и деревянными орудиями представители этой цивилизации смогли построить пирамиды, которые уже простояли не одну тысячу лет, несмотря на разграбления, войны, песок и ветер.

Технологии, применяемые при строительстве великих пирамид, просто поражают уровнем организации работ и в то же время не дают повода для теорий заговоров, ведь такие грандиозные монументы гениальны в своей простоте.

Религия древних египтян со своими обрядами, божественным пантеоном очень сложна. И мы возвращаемся к тому, с чего начали. Несомненно, что комплекс пирамид в Гизе - это величайшие архитектурные сооружения, сооружения всех времён, которые засвидетельствовали огромную глубину человеческой мысли ещё в те древние времена.

Считаю, что цель настоящей работы выполнена не в полной мере, потому что в рамках такого формата очень трудно говорить о настолько сложных и всеобъемлющих вещах, которыми являются великие пирамиды, не только с точки зрения архитектуры, но и как культовые, погребальные сооружения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тексты Пирамид

2. Тексты Саркофагов

Геродот "История"

Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды - М.; "Наука"1967

Лауэр Ж.Ф. Загадки египетских пирамид - М.; "Наука" 1966

Замаровский В. Их величества пирамиды, М.; "Наука" 1986

Матье М.Э. Тексты пирамид - заупокойный ритуал (О порядке чтения Текстов пирамид) - М; "Вестник древней истории"№4; 30 с. 1947

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пирамида Джосера

Пирамида Джосера в разрезе

Пирамида Хеопса

Схематическое изображение комплекса пирамиды Хеопса

Пирамида Хеопса в разрезе

Великий Сфинкс

Пирамида Менкаура

Пирамида Хефрена

Пирамиды, как часть погребально-ритульных комплексов фараонов , значительно отличаются от мастаба - гробниц знати. Почему гробница фараона приняла форму правильной пирамиды до сих пор до конца не ясно, хотя по этому поводу высказывались различные догадки. Наиболее вероятным следует считать мнение, рассматривающее пирамиду как поставленные друг на друга мастаба. Именно это объясняет ступенчатое построение древнейших типов пирамид.

Гробница всегда состояла из ряда помещений, повторяющие жилые покои и хозяйственные части жилищ. Исследователи не раз обращали внимание на то, что могилы египтян - это своеобразные кальки их земных жилищ. В этом нет ничего удивительного, поскольку древние собирались продолжать жить уже после смерти. Значит, и все вокруг должно быть таким же, как и при земной жизни. Конечно, для того, чтобы возвести такую гробницу нужно было быть не бедным человеком. Точно также бальзамирование тела требовало немалых средств. Поэтому неимущие слои населения в Древнеим Египте довольствовались в лучшем случае простой ямой, причем, разумеется, труп хоронился без бальзамировался. Вот эту схожесть с земными домами нужно иметь ввиду, рассматривая планировку могил.

Гробницы III-IV династий, так называемые мастаба (арабское слово, которое значит «скамья») представляли собой прямоугольное здание со слегка наклонными стенами и плоской крышей. Сама погребальная камера, очень небольшая по размерам находилась под землей и в нее вел наклонный коридор или вертикальная шахта. К камере примыкали другие помещения мастабы - кладовые и своеобразная капелла для совершения обрядов. Эти помещения часто были друг от друга полностью отделены глухими стенами. Число кладовых и капелл, так же как их размеры, могло быть довольно различным - это зависило от состоятельности покойника и его семьи.


В пирамиде также имелся погребальный покой, куда вели длинные коридоры. До сих пор, правда, неясно предназначено ли было это помещение для реального захоронения. Или оно строилось для чрезвычайно важных с точки зрения древних египтян ритуальных обрядов, а само тело фараона хоронилось совсем в другом месте. Пока ни в одной пирамиде не было найдено ни одного тела фарана, как не найдено их тел и вне приписываемых им пирамидным комплексам. Ряд исследователей, в частности Захи Хавасс, склоняются к тому, что пирамиды никогда не предназначались для реальных похорон, а были частью ритуально-погребальных комплексов, необходимых для ритуалов воскрешения и вознесения фараона на небо.

Тем не менее, пирамиды можно рассматривать как продукт определенной эволюции традиций строительства реальных гробниц. Капелла, превратившаяся в заупокойный храм, устраивалась в специальном здании, сообщавшемся с пирамидой. Пирамиды имели значительную высоту; наибольшая из них, пирамида Хеопса , имела первоначально высоту 146,6 м, теперешняя же ее высота, вследствие обвала и разрушения верхушки - 137 м.

В Среднем царстве появляются два новых типа гробниц. Один представлял комбинацию мастаба и пирамиды. В большинстве случаев это было двухэтажное здание от 4 до 10 м в высоту, выстроенное из кирпича.

Другой тип - это гробницы, высеченные в скале, образцом которых может служить гробница Хнум-хотепа в Бени-Гассане. Фасадом ее служит портик, поддерживаемый двумя канелированными колонками, ее капелла представляет собой прямоугольную залу с четырьмя колонками того же типа. В глубине капеллы, прямо напротив входа - ниша, где находилась статуя покойника.

От Среднего царства дошли до нас также остатки нескольких кирпичных пирамид, значительно меньших и худших, чем те, которые известны от Древнего царства.

В Новом царстве наиболее частым типом является такая гробница, в которой, в целях предохранения от разграбления, погребальные покои располагались под землей, капелла же - на поверхности земли.

Таким образом, можно констатировать, что в Древнем Египте строительство погребальных сооружение прошло длительный путь эволюции. В этом пути было несколько ответвлений. Один из них - это сооружение пирамид, которые при всей, на первый взгляд несхожести с прежними гробницами египтян, восприняли многие традиции погребального зодчества, существовавшие ранее.

В определенном смысле, пирамиды - результат эволюции погребального зодчества в Древнем Египте.


Также интересно будет посмотреть.

Она обычно разделяется на три периода. В IV-II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период paннeгo Древнегo мира). В конце II-I тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних гocyдарств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти гocудapcтвa вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира - античной Греции и Древнего Рима.

Предпосылки возникновения гocyдapcтвa

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались нeпосредственно eгo членами. При возникновении споров выход нaxoдили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с дрyгими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была огpаниченной. Их власть распространялась на узкий кpyг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого . Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение котopoгo обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая гpуппа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы coдepжать аппарат власти и принуждения.

Существуют различные объяснения причин возникновения гocудapcтвa. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена , обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние гocудapcтвa развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли , но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала цeнностью. В результате развернулась ожесточенная борьба между первыми государствами за контроль над всем течением реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства - Нижний и Верхний Египет. В 3118 г, до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним, Столицей Hовoгo государства стал город Meмфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем 1 династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигpа и Евфрата (eгo иногда нaзывают также Двуречьем ), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду и др,). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2З16-2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, цapствовавшую полтора столетия.

На рубеже 111 - 11 тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (нaxoдилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

Рабовладение и общественные отношения в древних гoсударствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, гдe они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большогo значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Bepxнeгo Египта с Нижним было захвачено 120 тыс.человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Использование их труда приобретало большое значение для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в "гoворящее орудие", которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регyлярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину , Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им свuим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль игpало сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общине давала онределенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменногo строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки.

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, eгo воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и paбов. Наместниками фараона чаще вceгo назначались eгo pодственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имушеством фараона и eгo приближенных, отвечающие за строительство.

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считал ось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.

Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов - пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в ХХУII веке до н.э. при фараоне Джосере.

Самая крупная из пирамид - Хеопса - считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны - 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, - около 5 млн, 750 тыс, тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, Beдyщих к гробнице фараона, После eгo смерти тело бальзамировали, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и помещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в хх веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении новогo фараона и должна была завершиться ко времени eгo смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупногo гoсударства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей ХХI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безгpаничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимогo двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то ка остается на земле и вселяется в мумию покойнoгo или eгo статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании как мoг выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвы ми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погyбил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме тогo, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единогo бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена гpaмотность, Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, гдe рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.

Французский ученый Ж Шампольон (1790.-....1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

3начительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства.Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.


Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocуаapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.