Недремлющее око. Икона пресвятой богородицы "недремлющее око". Значение тату глаза в треугольнике

Многие христианские иконы несут в себе глубокий смысл, когда каждая деталь изображения и вся композиция в целом наполнены скрытыми символами, отсылками, аллюзиями. Они позволяют глубже погрузиться в показанный лик или сценку из Святого Писания, постичь их значение. Именно такова реликвия, о которой пойдёт речь в нашей статье - отсюда Вы узнаете, что олицетворяет данная святыня, от чего защищает и где её лучше всего расположить.

«Всевидящее око»: значение символа

Этот образ вдохновлён цитатой из Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его…» (Псалтирь, псалом Давида 32:18), в которой воспевается неусыпный, всезнающий Иисус Христос, царящий над верующими, подобно источнику света. Кроме того, он демонстрирует устройство христианского мироздания: Бога-Отца, стоящего в начале всех вещей, Бога-Сына, являющегося средоточием истины, и Матерь Божью - милосердную хранительницу человеческого рода. Росписи с таким сюжетом встречаются в старообрядческих и православных храмах с XVIII-XIX ст. (одна из наиболее известных - на своде церкви св. Димитрия в г. Битола, Македония). Позже их стали изготовлять и в виде домашних реликвий.

Р
исунок подобных святынь чрезвычайно многогранен, поэтому, чтобы узнать всё об иконе, придётся потрудиться. В центре находится Спас Эммануил - юный Сын Божий, благословляющий людей. Порой в Его левой руке пишут Евангелие, где церковнославянской вязью начертано «Придите ко Мне все нуждающиеся» (Мф. 11-12) либо «Очи мои на верным, земли посадити и с собою». От круга, в котором изображен Иисус Христос, по диагоналям расходятся 4 луча треугольного сечения. Они могут касаться внешнего ореола или же пересекать его пределы, заканчиваясь так называемым тетраморфом (от греческого «τετρά-μορφος» - «четырёхвидный») - миниатюрными ликами апостолов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Как правило, ученики Спасителя предстают в аллегорических образах ангела, льва, тельца и орла, обозначенных соответствующими подписями-титлами.

В следующем круге, окрашенном в алый цвет, видны глаза, нос и уста, воплощающие постоянное присутствие Творца в жизни христиан, Его заботу и любовь к каждому грешнику. Как раз из-за них и получила своё именование. Данная часть обрамлена надписью: «Угль Исаия проявляй, солнце из Девическия утробы возсияет во тме заблудшим благоразумным». Над ней парит Дева Мария в ипостаси Оранты с воздетыми в молитве руками.

После этого расположено зелёное (иногда - тёмно-красное) кольцо, усеянное звёздами. Оно олицетворяет Господню благодать, которая снизошла на верующих после великой жертвы Иисуса Христа, надежды на спасение и вечную жизнь. Об этом напоминают и слова из Евангелия от Луки, выписанные по ободку: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя».

Наружный круг, тёмно-синий или алый, заполнен шестикрылыми серафимами. Он изображает обитель святых и праведников, вечно воспевающих Творца. Значение символа в православии подчёркнуто словами: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их сонми херувим славя бога. Небо дает славу богу».

Ангелы с радостью и душевным трепетом взирают на Саваофа, запечатлённого в усечённом внизу ореоле. Господь распростёр руки, осеняя своим заступничеством всех, кто любуется реликвией. Порой Его лик украшают облаками и радугами, а на груди Творца рисуют белоснежного голубя - эмблему Святого Духа, явившегося к Богородице. Эта часть композиции тоже обрамлена светлыми лентами с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнено небо и земля славы твоея» и «Слава в Вышних Богу, на земле мир».

Сложный рисунок воспринимается не сразу - его необходимо рассматривать постепенно, охватывая взглядом всё более широкие круги. Однако созданная подобным образом перспектива делает значение иконы ещё выразительнее - Иисус Христос будто бы просвещает весь мир, безмолвно обещая пребывать на страже христиан до конца времён. Спаситель, вершащий судьбы людей и народов, созерцает поступки каждого человека и справедливо их судит.

Интересно, что знак Всевидящего ока встречается не только на христианских святынях. В частности, глаз, вписанный в равносторонний треугольник (лучезарная дельта), служит гербом масонов. Он трактуется как сокрытая истина, мудрость и совесть, первопричина всего сущего и победа над злом, а также олицетворяет Великого Архитектора Вселенной - верховную сущность, создавшую мир. Подобная эмблема существовала и в древнеегипетских культах - там она воплощала жизненную энергию, плодородие и царскую власть.

Икона «Всевидящее Око»: в чем помогает, куда вешать

Бог всесилен - Он способен избавить от болезней, лишений, искушений и грехов, подарить радость и умиротворение, предотвратить беды и опасности, подсказать правильное решение. Однако при этом Творец оставляет человеку свободу воли, право самостоятельно управлять своей жизнью. Иисус Христос и Пресвятая Дева незримо сопровождают христиан, но для того, чтобы получить их поддержку и утешение, необходимо обратиться к ним с истовой верой и надеждой. И материальным проводником такой молитвы становится святыня, перед которой Вы произносите слова акафистов и кондаков. Из-за этого и возникли особые традиции почитания реликвий.

  • В каких же ситуациях взывают к образу «Всевидящее Око»? Прежде всего, он защищает от духовных и физических соблазнов, позволяет очистить мысли, обрести внутреннее равновесие, спокойствие и добродетель. Припадают к иконе и перед началом важного дела, чтобы избежать ошибок, неурядиц и конфликтов. А ещё она помогает укрепиться в вере, отринуть сомнения и колебания, уладить вражду между друзьями, родственниками и коллегами, найти свой путь в жизни.
  • Купить можно и для того, чтобы она осеняла благодатью Ваших близких. Так, данная реликвия оберегает новорождённых и их матерей, вразумляет старших детей, предостерегает их от недобрых знакомств и завистников, указывает юношам и девушкам на того, кто достоин стать их партнёром, облегчает воспитание ребёнка. Кроме того, считается, что образ раскрывает скрытые таланты и способности человека, вселяя настойчивость и уверенность в себе.

Не сохранилось подтверждённых свидетельств о том, случались ли у святыни исцеления. Однако сложилось так, что к ней обращаются те, кто имеет проблемы со зрением - близорукость или дальнозоркость, катаракту, миопию, глаукому, конъюнктивит, прогрессирующую слепоту.

Впрочем, не стоит ожидать, что даже самая усердная молитва тотчас принесёт Вам желаемое. Господь ниспосылает людям только те испытания, с которыми они в силах справиться, и лишь для того, чтобы преподать урок. Поэтому нельзя взывать к Богу с упрёками и требованиями - Ваши слова должны быть исполнены смирения, ведь христианин не в силах постичь высший промысел. Кроме того, в момент совершения ежедневного правила перед иконой следует максимально отрешиться от рутинных забот, не отвлекаясь на посторонние шумы, разговоры, музыку и другие раздражители. В связи с этим нужно тщательно продумать расположение икон в доме. Лучше всего поместить их на юго-восточной либо восточной стене, защищённой от сквозняков и прямого солнечного света - так Вы предохраните изображения от повреждений и выгорания.

В древности это место называли красным, или передним углом. Образа в специальных киотах и стоящий под ними стол отождествлялись с церковным алтарём (в противоположность к печи на северной стороне - воплощению язычества). С обеих сторон находились окна - они обеспечивали хорошее освещение днём, а ночью перед святыми ликами зажигали лампадку. Там же держали ёмкости с освящённой водой, кусочками пасхального кулича, веточками вербы и громничными (сретенскими) свечами. Входя в жилище, человек сначала крестился и кланялся реликвиям, а потом приветствовал хозяев. А уж сидеть поблизости и вовсе имели право лишь самые почётные гости!

В современном жилище иконы расставляют на отдельной полке, застеленной белой тканью или бумажной салфеткой. Возле них не должно быть никаких других предметов, в особенности бытовых приборов, светских книг, картин, фотографий. Допустимы разве что букеты свежих либо искусственных цветов, а также вышитые рушники, но и с подобным декором лучше соблюдать меру. Перед образами обязано оставаться свободное пространство в 1-1,5 м, достаточное для коленопреклонённой молитвы. Кроме того, так как дом считается продолжением храма, Вы можете поместить одну святыню (как правило - именную) в комнате каждого члена семьи, а также на кухне - к ней обращают благодарственные слова перед трапезой.

«Всевидящее око» – икона, значение которой тесно связано с культурной историей России. Сюжет ее достаточно молод для русской православной иконографии. Изредка заимствовался из западной иконописной традиции в конце 17 века, стал встречаться чаще лишь в конце 18 столетия под влиянием моды на масонство.

Самостоятельным изображением стал только к началу века девятнадцатого – но так и не признан каноническим: священники не рекомендуют делать его центром своей духовной жизни.

Возможно потому, что это слишком уж древний, языческий пласт сознания образ способен затронуть в неподготовленном человеке. Что безошибочно уловили различные масс-медиа: именно этот образ чаще других можно увидеть в руках или на буклетах оккультистов, «экстрасенсов», «магов» и «колдунов».

Что означает икона «Всевидящее око Божие» в Православной Церкви

Между тем, образ переводит в зрительный план сразу два основополагающие представления о Боге:

  1. Значение для человека: Господь уподобляется дневному светилу как источник всякого света на земле во всех его символических смыслах – зрению, теплу, жизни, любви, знанию, духовному прозрению, познанию.
  2. Восприятие мира людей Богом: способ божественного ведения - это всепроникающее зрение. Интересно, что именно зрительное восприятие формирует этимологическую основу любого человеческого языка, а значит и наше мышление вообще. Так что зрение – это витальность, жизнь духа вообще.

Центр иконы образуется рисунком вписанного в сферу изображения Иисуса, окруженного словами «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Он испускает сияние и четыре крупных луча, вытянутыми треугольниками, пересекающих вторую и третью окружности, порождаемые центром.

Следующее поле — своеобразная гипербола зрения: четыре глаза на божественном лике с венчающей сферу молящейся Богородицей образуют фигуру равнобедренного треугольника. По границе пишут слова радости праведной души, устремленной к Богу, из первой строчки знаменитой Честнейшей.

Речение очередного окружия дает библейскую метафору священного света, преображающего земное и спасающего от тьмы смерти и греха: «Угль Исайи проявляй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая». Здесь исходящие от Спасителя световые лучи завершаются визуальными воплощениями евангельских авторов либо их традиционными условными обозначениями. Это божий эмиссар Матфей, летящий орлом в небо Марк, кроткий телец Лука и духом лев Иоанн.

Заключающая все предыдущие (и рождаемая первой!) сфера четвертая воссоздает усыпанный звездами небосвод, отмеченный присутствием трех серафимов Их может быть изображено и четверо (двое по низу – с рукописями). Горящие любовью к Создателю, они славословят: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Венчает композицию окружие без нижнего сегмента – «Небо небес», где трое шестокрылых ангелов благословляют Саваофа. Испускаемый им Святой Дух голубем опускается на голову молитвенно воздевшей ладони Богоматери. Творец заключен в сияющий ореол, надписанный словами мольбы о ниспослании божественного сияния.

Окруженный облаками, со святым духом на груди в виде кроткого голубя, Господь восседает на символизирующей надежду для людей радуге и его подножие — пламенный ангел с величественно распахнутыми крыльями.

Сакральный изобразительный сюжет словно исполнен сиянием. Является при этом одной из сложнейших изографических композиций: неподготовленному его приходится «читать». То есть рациональное начало должно говорить слишком сильно, заглушая непосредственность религиозного восприятия.

А вот геометрическая организация художественного пространства бросается в глаза сразу: сфера, заключенная в треугольник, образуемый кругами-точками с изображениями евангелистов и Саваофа. А геометрические фигуры эти широко универсальны: слишком легко в них помещается сакральное значение из самых разных духовных практик. Например, достаточно привычные современному образованному человеку египетский глаз Ра или третье око верховного индуистского божества Шивы.

В чем помогает молитва перед иконой «Всевидящее око Божие»

За этим сюжетом христианской живописи не закреплено традиционных молитв и славословий. На первое место выступает именно внутренняя устремленность молящегося: обращение должно быть прежде всего искренним, идущим от сердца.

В горе или радости, с просьбой или благодарностью, лик позволяет говорить с Создателем так, будто Он в этот момент глядит прямо на тебя.

Заключение

Пусть и неканонический, лик не расходится со словами Евангелия, приписывающим Господу зрение и всеведение. Так к чему суеверно бояться и замечать прежде всего масонское влияние? Не лучше ли отдать должное еще одной попытке человеческого сознания приблизиться к непостижимому совершенству Творца?

События из истории иконы

Это одна из самых редких икон, но имеет только местночтимое значение, а жаль, ибо аллегория, заключенная в этой красивой композиции, глубока и многосимволична. Икона пришла в Россию из Святого Афона, где была создана приблизительно на рубеже XIII – XIV веков греческим иконописцем Мануилом Панселином, работавшим в македонской школе, кисти которого принадлежат росписи таких Свято-Афонских монастырей, как Ватопед, Успенский собор в Протата в Карее (там же, на Афоне). Также некоторые западные исследователи предполагают, что Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквах монастырей Пантократор и Великая лавра. Ему же принадлежат иконы и многие иные древние иконописные шедевры в монастырях Святого Афона.

В России в городе Рыбинске есть монастырская икона недалеко от вокзала г. Рыбинска, известная чудотворной силой. Сведения, как добраться до места, где она находится, см. в разделе «В каких храмах есть икона». В рыбинскую часовню ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина. Только вот название этой иконы – «Спас Недремлющее око». Тут начинается некоторая путаница, которая возникает, например, при указании изобразительной разницы между иконами Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец». Они различаются в деталях, но типология и значение их практически едины.

Есть в Угличе в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря икона «Спас Недремлющее око», которую в 1848 году оставила в дар жительница города А.В. Лебедева, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Список иконы хранится там поныне.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в часовне, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году.

Значение иконы

«Спас Недреманное око», по-гречески «Христос-Анапесон» – иконографический тип, который имеет немного канонических версий. Сюжет иконы «Недреманное око» основан на предании о земной жизни Богоматери. На пути из Иерусалима в Назарет (по другим предположениям – по пути в Египет, но тогда Христос совсем еще дитя) уставший от дороги Христос-Отрок прилег отдохнуть, а Богоматерь оберегала Его сон. Во время отдыха ангелы возвестили Ей о будущем крестном страдании Первенца Ее, отчего так скорбно Ее лицо и нежно-печально склонен к ложу Сына стройный стан. Параллельный отдыху – упокоению – символ на образе, где вместо престола, ложа, на котором отдыхает Христос, изображен пологий крест, и на иконе – надпись «Господь Вседержитель Недреманное око, вознесен бе на кресте».

В поздних списках, один из которых иконописец Юрий Кузнецов взял за основу списка в стиле кузнецовского письма, на иконе изображены два ангела. Тот, что парит над ним, держит в руках рипиду 1 . Эта древняя церковная утварь участвует в литургии, когда происходит освящение даров перед причастием: хлеба и вина – тела и крови Христовой, ими осеняют дискос, на котором лежат хлебы-просфоры, символ тела Его, и потир – чаша с вином, символом крови Его. В целом – жертвой бескровной. Здесь, на иконе, рипида колышется в небесах над юным Христом, который еще не вышел на путь проповеди; но это – провозвестие о Нем, как об агнце на заклании, о чем упоминали ветхозаветные пророки.

В Его ногах стоит ангел с крестом, копием и тростью с губкой: крест – символ Древа, на котором Он будет распят, копие – пронзит Его грудь, губка на трости – Его напоследок по Его просьбе напоят уксусом: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Инн. 19; 28–30).

А пока Он – только усталый мальчик, который спит и не спит, как юный лев, Мать Которого уже все знает о будущем Сына и каждый раз, глядя на него в следовании за Ним по Его пути, помнит заранее и о Его крестных муках, и Его Воскресении. Но, несмотря на знание о Воскресении, о великом качестве события, которое перевернет все духовное бытие человечества, открывая всем, кто последует за Сыном Человеческим, путь к Бессмертию, Ее материнское сердце страдает, ибо часы Его мук – это муки Ее Божественного Первенца, Ее РЕБЕНКА. Только Ей, Богородице, ведомы и вся горечь, и все потрясение от утраты единственного Дитя, и радость Его Пасхального Воскресения. Не потому ли, когда мы произносим слова: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…», то ком становится в горле, поскольку мы вкладываем в слова этой прекраснейшей и нежнейшей из богородичных молитв смысл великого со-чувствия избавлению от Материнских мук о Сыне и вечной радости пребывания с Ним рядом, а что может быть прекраснее священной участи матери, чем существование рядом со своим возлюбленным чадом…

Знает все это и Отрок-Христос, и подвиг Его, при внимательном, горячем, сердечном рассмотрении этой иконы, становится еще величественней, выше, и, если хотите, трогательней для души, еще более возвеличивая суть и смысл того, во что верят христиане.

Вот неслышимый диалог между Матерью и Сыном, который предполагают богословы и который вполне реален и логичен: «Господь Всемогущий, Сын мой и Бог мой, прислушайся и выслушай молитву Твоей Матери, которая просит Твою святость». Сын же отвечает: «Почему, дорогая мать, ты боишься, видя, что я упокоился на брачной постели, распят и уложен во гроб? Я воскресну во славе и покараю силы ада».

Теперь, зная чуть больше об иконе «Спас Недреманное око» и глядя на нее, созданную в кузнецовском письме, в его радостных, сияющих тонах, не подумается ли, что, конечно, можно и нужно приехать на поклонение в места, где находится этот редкий, осененный временем и многими молитвами – диалогами с Господом и Матерью Божией – список. Но чтобы видеть этот священный, удивительный по своей многозначности образ ежедневно – не включить ли его в череду своих домашних икон?

Посмотрите на эту икону еще раз, заново, после того, что прочли о ней, о ее значении. Порадуйтесь тому, что при желании, если она будет у Вас дома, Вы сможете подойти к ней каждый день, если того потребует душа, тоскующая по Любви, взыскующая Веры, стремящаяся не утратить Надежды. Мы все, уверовавшие в Него, вечно теперь стоим перед Его Недреманным оком, которое защитит и направит нас всегда, а Богоматерь – отныне и вовеки будет нашей перед Ним Ходатаицей и Заступницей.

___________________________
1 Рипи́да (с греч. – опахало, веер) – в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического либо деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Особое внимание верующих сегодня привлекают необычные разновидности церковного искусства. Достаточно редкой, уникальной по композиции является икона «Всевидящее око», которую можно приобрести как у коллекционеров, так и в интернет-магазинах. Каков смысл данного образа, о чем можно перед ним молиться?


Значение и смысл иконы Всевидящее око

Впервые глядя на данное изображение, можно даже не понять, что это - икона. «Всевидящее око Божие» - образ Господа, как видно из названия. Чтобы в него вникнуть, необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о творении мироздания согласно идее креационизма. Об этом написано в книге Бытия, если коротко - христиане придерживаются мнения, что все на свете, включая Вселенную, является результатом личного творения Бога.

Живописный язык в данном случае глубоко символичен. Сама идея взята из Псалма Давида (32, стих 18). Считается, что здесь речь идет о конкретном лице Святой Троицы - Иисусе Христе. Первые изображения такого типа относятся к концу 18 - началу 19 в.

  • Хочется исправить ошибочное мнение - это не масонский символ. Глаз в треугольнике имеет гораздо более древнее происхождение. Действительно, многие оккультные и прочие группировки используют христианские символы. Поэтому нужно быть осторожней в вопросах веры, твердо придерживаться православных традиций.
  • Ни в коем случае нельзя попадаться на уловки «магов», которые заманивают доверчивых людей при помощи церковной атрибутики. Они используют свечи, образа, символику и даже молитвы. Но обращаться к оккультным течениям, колдунам - очень большой грех. Последствия от него могут быть намного серьезней той проблемы, которую человек пытается решить.

На иконе «Всевидящее око» каждый символ имеет глубокое богословское значение. Глаз символизирует одно из качеств Бога - всеведение. Не надо думать, что Господь днем и ночью «следит» за человеком. Он просто знает, ведает все, что происходит в каждый момент времени в каждой точке Вселенной. Также не стоит воспринимать эту композицию как часть «портрета» Бога и думать, что у Него - две пары глаз. Большинство изображений - просто символы. Никому из смертных лицезреть Бога не дано.

Основой изображения является круг - он повторяется несколько раз. Круг - символ бесконечности, совершенности, самодостаточности Бога. В центре изображается Христос Эммануил. От центрального круга расходятся лучи, по количеству евангелистов. На их концах также изображаются окружности, в которые заключены различные символы.

Между вторым и первым кругом - две пары глаз, нос и губы. Между крайними окружностями - херувимы. Сами окружности имеют различные надписи. Сбоку могут изображаться святые.

  • Господь Саваоф - Творец вселенной. Изображается в виде Старца. Вероятно, именно эта часть композиции смущает часть духовенства, поскольку изображать первое Лицо Троицы в православии запрещено.
  • Эммануил - Христос в возрасте подростка. Имеет зрелое выражением лица, чтобы подчеркнуть изначальное божественное происхождение Иисуса. Правая рука в благословляющем жесте. Над головой крестообразный нимб.
  • Богородица - женщина, ставшая связью между божественной и человеческой природой Христа. Некоторые ошибочно принимают Всевидящее Око за икону Богородицы.
  • Иисус Христос - Спаситель людей и Царь мира, Судья - ему вверено вершить людские судьбы.
  • Глаза - символ Всевидящего Ока, напоминание о том, что Бог все видит и Сам творит суд.


Особенности святого образа

Важную роль в иконе занимает изображение Книги - Священного Писания, как проводника воли Божией в человеческом мире. Также написаны фигуры четырех авторов Евангелия, которое возвещает миру Благую весть. Через него более полно открывается и тайна Святой Троицы.

  • Евангелист Матфей - в виде коленопреклоненного ангела.
  • Евангелист Марк - в виде существа с четырьмя крылами.
  • Евангелист Иоанн - лев с крыльями, держащий Книгу.
  • Евангелист Лука - в виде крылатого тельца, также с Книгой.

Также есть и другие символы, которые могут отсутствовать в некоторых вариантах изображения. Образ может показаться загадочным, но упорному исследователю он будет постепенно показывать сокрытые в нем Истины. Внимание наблюдателя поначалу приковано к изображению глаз. Вся композиция вряд ли сразу сможет уложиться в голове неподготовленного зрителя, над ней следует поразмышлять.

Каждый круг имеет собственный цвет. Это придает всей иконе перспективу, наблюдатель как будто смотрит на свод высокого здания, а может и в окно, через которое видно Небеса. Образ призван успокаивать молящегося, который понимает, что Бог постоянно рядом с ним, и одиночество - это миф. В любой нужде человек может довериться Богу, переложить на Него свои заботы, единственное, мешает этому лишь закрытость души и разума.


Чем помогает икона Всевидящего Ока Божьего

От чего может защитить икона, где изображено Всевидящее око Господа? Особых рекомендаций нет - человек не может ограничивать Самого Творца. Он всесилен - способен избавить человека от любых неудач, подарить здоровье, бодрость и духовную радость. Библейский царь Давид был простым пастухом, пока Господь не возвысил его над всеми. Не стоит опасаться, перед этим образом можно молиться о любой проблеме.

Есть мнение, что образ покровительствует служителям закона. Но Господь дарит Свою защиту всем, независимо от места работы, возраста, пола или национальности. Также Он видит не только внешнюю сторону жизни, поступки и дела, но знает все, что творится в сердце человека, даже мысль не укроется, по словам святых отцов. Напоминая об этом, икона способна удерживать человека от греха. Надо следить даже за мыслями, ведь любой грех сначала начинается как помысел, который подбрасывает бес.

Грешнику икона «Всевидящее око» помогает утвердиться в вере, родителям - в воспитании детей. Перед любым ответственным решением, началом важного дела следует помолиться и провести время в размышлениях. Не стоит слишком много говорить на молитве, желательно подойти к самой сути - какие именно события человек видит желанными и почему? Не хочется ли переделать близких или окружающий мир «под себя»?

Господь - не волшебная палочка, не надо относиться и к иконам, как к инструменту, с помощью которого исполняются желания. Прежде всего Господь желает покаяния человека, ждет изменений в сердце. Только тогда личность находит Бога, когда начинает искать Его. Насильно Творец никого не заставляет поступать правильно, потому что такая свобода ничего не стоит. Если же покаяния нет, надо о нем просить, читать Евангелие, стараться понять, что нужно делать, чтобы стать лучше.

Если же молитвы полны упреков и требований, они останутся без ответа. Не потому, что Господь «не хочет» отвечать, а потому, что Он не может идти против законов мироздания, которые Сам создал. Заповеди - это не какие-то ограничители свободы, а предупреждающие знаки на пути к пропасти. Как в мире видимом правят законы физики, так они - в духовном.

Расположение икон

Изначально композиция «Всевидящее Око» не являлась иконой, а находилась на стенах, куполах храмов, в качестве росписи. Только со временем ее стали изображать на досках, ставить в домах. В храмах, построенных в 18-19 вв. такие росписи сохранились до сих пор, многих они удивляют необычным видом, поскольку в современных церквях их не встретишь.

Сегодня старинные редкие иконы можно приобрести у частных лиц, но и современные иконописцы используют этот сюжет. Некоторые священники считают его неканоническим, поэтому икону «Всевидящего ока» довольно редко можно увидеть в храмах. Но приобрести в магазине ее не возбраняется.

По поводу каноничности изображения ведутся споры, тут надо принять обдуманное решение. Не повлияет ли образ на духовное состояние, не поселит ли сомнение? Если ответ положительный, стоит воздержаться. Но если покупка сделана, куда вешать икону «Всевидящее око»? К ней применимы те же рекомендации, что и к другим образам.

Раньше каждый дом изначально имел специальный «красный угол». Он был с восточной стороны, по обеим сторонам прорубались окна, чтобы святое место хорошо освещалось. Сегодня это правило для большинства людей невыполнимо, но это не значит, что надо отказаться от святынь. Если есть возможность - расположить их вдоль восточной стены. Если нет - это не критично.

Повесить образа надо подальше от телевизора, книжных полок. Хотя вместо специально полки можно использовать книжную, но кроме икон туда ставить ничего нельзя. Поблизости не должно быть ярких отвлекающих предметов, картин, тем более разжигающих какие-либо страсти. К украшениям тоже предъявляются определенные требования - это могут быть только живые цветы или ветки вербы. Если хозяйка дома занимается рукоделием, она может вышить специальное полотенце.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

По причине неоднозначного отношения к образу, специальной молитвы иконе «Всевидящее око» не написано. Однако, если возникает желание обратиться к Творцу, можно прочитать одну из молитв Господу - «Отче наш», покаянный канон, акафист Иисусу Сладчайшему. Подойдут хвалебные и покаянные псалмы. В сугубой молитве можно попросить о том, чтобы Господь открыл очи духовные, помог в усвоении Писания, постижении его смысла.

Недопустимо использование любых икон в магических ритуалах! Духовный мир сложен и даже опасен для тех, кто ступает туда неподготовленным. Многие «подвижники» жалели о своих необдуманных шагах. Лучше придерживаться традиционных молитв, посещать храм, ходить на исповедь - тогда никакой духовный враг не будет страшен. Благослови вас Господь!

Молитвы перед иконой «Всевидящее око»

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Молитва Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Выпуск 25

Время от времени в жизни каждого из нас наступает миг, когда этот мир кажется нам юдолью скорбей и болезней. Причины могут быть разные: собственная болезнь, недомогание близких или их кончина. Мало ли препон подстерегает нас от рождения к могиле. И день оборачивается ночью: мы погружаемся в беспросветный мрак, над которым, кажется, никогда не встаёт солнце. Холод и отчаяние лишают сил, и мы в беспокойстве оглядываемся по сторонам в поисках сочувствия. И находим их у всесвятой и всеблагой Божией Матери. Она осушает наши слёзы и посылает лучик тепла и надежды, что разгоняет самую беспросветную, самую холодную мглу.

О, сколько православных икон Божией Матери хранятся почтительно и любовно по бескрайним просторам Руси. И в каждом пребывает частичка благодати Царицы Небесной. К Её иконам несут православные свои беды и радости, к Ней обращаются за помощью и поддержкой. Среди сонма богородичных образов есть один, о котором практически ничего не известно — кто его написал и когда. Но трогательное, поэтическое название иконы наполняет душу особым светом и теплом: вслушайтесь — православная икона Божией Матери «Недремлющее око». Имя это радостно, как улыбка, слетевшая с горних высот.

Суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, не позволили сохраниться множеству документов. Они сгорели в горниле революций и войн. Вместе с этими документами безвозвратно исчезли факты, и теперь мы можем лишь догадываться, додумывать. Что нам известно о православной иконе Божией Матери «Недремлющее око»? Увы, практически ничего. Можно лишь сказать, что тот, кто писал этот образ, был приверженцем итальянской школы живописи. Зато народная память сохранила чудеса, явленные Божией Матерью ради Её иконы «Недремлющее око».
Подавляя в себе предательскую жалость, товарищ Трухин вёл хрупкую измождённую женщину для исполнения приговора. Он давно знал эту контру, но не это мешало ему. Мало ли знакомых он ставил к стенке и исполнял справедливый приговор революции. Смущало другое. Впервые он увидел Ирину Константиновну цветущей женщиной, которая сидя за праздничным столом, приветствовала его: «Христос, воскресе!». И даже сейчас, как и тогда в душе откликнулось: «Воистину воскресе». Трусливо оглянувшись — не подслушал ли кто контрреволюционных мыслей, Трухин ударил женщину. Ударил, чтобы выбить из себя эти ненужные и опасные воспоминания. Женщина поскользнулась, но не упала. Она оглянулась на мучителя и тот удивился: Ирина Константиновна не кричала, не плакала, не просила. Такое самообладание редко, но случалось видеть Трухину. Но эта женщина… улыбалась, не блуждающей улыбкой сумасшедшей, а радостной улыбкой встречи с родными. При этом она смотрела на купола собора, стоящего неподалёку. Трухин оглянулся и увидел, как в безоблачном небе, на фоне куполов, проступает икона Богородицы. Ирина Константиновна перекрестилась, шепча молитву, а Трухин в злобе и панике выстрелил в образ. Икона вспыхнула нестерпимым светом. Обезумевший от страха Трухин, бросил оружие и с жалобным криком прикрыл ослепшие глаза: теперь он был беспомощнее котёнка, а о расстреле забыл и думать.

Православна икона Божией Матери «Недремлющее око» известна не так широко, как Казанский или Владимирский образы, но ежедневно сотни паломников стекаются в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска, чтобы поклониться дивному образу, дабы попросить Царицу Небесную ради Её образа «Недремлющее око» о том, чтобы не оставила неразумных чад в опасности телесной и духовной. Сей чудотворный образ прославлен также благодатными исцелениями. Перед этой иконой читается следующая молитва: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».