Молитва православная за верных друзей. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Православные молитвы на верных друзей

Как правило, люди посещают Божий храм в тот момент, когда у них, у их родных и близких друзей появляются различные проблемы. Возникает вопрос: как поступить? Что делать? В мольбе скрыта и боль, и вера, и надежда, и любовь.

Молитва за друзей и близких

Просить помощи у Всевышнего необходимо не только за себя. Сам Господь Бог предоставил нам всем молитву. Всем и каждому за всех. Молитва за друзей просит Творца о благополучии, прощении долгов, а также об избавлении от искушения. Она имеет огромную силу.

В молитвах нуждаются близкие и друзья. Молиться необходимо, желая людям того же, чего и себе желаете. Это очень важно.

Молитва за друзей может быть как в стихотворной форме, так и сказанная своими словами. Главное условие: все просьбы должны идти от сердца. Отец Небесный слышит искренние слова и посылает прославление и избавление от недугов.

Сила

Самое главное. Произнося молитвы за друзей, нужно понимать, что Творец ни в коем случае вас не оставит. Однако это вовсе не значит, что придет помощь - именно та, на которую надеется человек. Например, в том случае, когда близкий друг находится в больнице в критическом состоянии, необходимо взывать к помощнику, приходя в дом Божий, прося о спасении души. Однако просящий не может предугадать, что именно будет полезно для другого человека в этом самом спасении - болезнь, здоровье, бытие или смерть.

Проговаривая молитву за друзей, близких и родных, вы должны понимать, что целиком и полностью передаете изнемогающего в руки Божьи. Ведь только Всевышний знает, что необходимо человеку с точки зрения вечности. Как правило, просящие люди, посещая храм Божий, взывая к помощи Господней, желают, чтобы все решилось именно так, как кажется им благополучным. Однако человеческое понимание добра, как правило, связано с пониманием житейских и земных благ.

Посещая церковь и обращаясь к Господу Богу, каждый человек должен брать на веру, понимать то, что Творец знает, как, кому и что придётся действительно во благо. Что является полезным не только с точки зрения бытовой стороны жизни, но и с точки зрения духовного восприятия. Для этого, посещая храм, взывая к Всевышнему о помощи, необходимо приготовиться к Божьему посещению. А для этого нужно обязательно обладать решимостью и верой.

Случаются чудеса с внезапным избавлением близких и друзей от тех или иных недугов, опасностей и напастей. Однако так происходит не всегда. Намного чаще человек, посещающий храм и произносящий молитвы за друзей или близких людей, должен запастись терпением и принимать во внимание то, что запущенные заболевания и проблемы не решаются сиюминутно. Их исправление требует смирения и постоянного приложения немалых сил и труда для изменения не лучшим образом сложившихся жизненных ситуаций. Поэтому молящиеся друзья взывают о благополучии и здоровье больного. Однако всегда добавляют: «Да будет воля Твоя».

Как искусство

В современном потоке жизни, для того чтобы овладеть искусством молитвы, необходимо всегда оставаться с Всевышним. Нет никакой разницы, где находится человек. Важно просто стараться постоянно быть с Отцом нашим Небесным. Начиная какое-либо дело, заканчивая какой-либо проект, необходимо сказать «спасибо» Богу. Произнося молитву искренне и от всего сердца.

Молиться Богу рекомендуется регулярно, обращаясь к нему не формально, не в виде заученного правила, в утреннее или вечернее время. Читать молитву необходимо не спеша, терпеливо, каждый день, добавляя ее в привычный комплекс прошений. В том случае, когда просьба, обращенная к Богу о благополучии друзей, будет подкреплена благими намерениями и изменениями в личной жизни - нет никаких сомнений, что Всевышний услышит прошение и воздаст именно то, что необходимо родному и близкому человеку во имя спасения души.

Молитва за друзей в стихах

Дай счастья, Господи, моим друзьям,
Любви в их семьи и душевного покоя,
Дай мира им! В молитве передам
всю благодарность сердца пред тобою.

В наши дни в широкое распространение выходят «полные молитвословы», где можно встретить молитвы на разные случаи жизни. Человек имеет возможность выбрать именно то, что подойдет по смыслу и прошению.

Так молитва за друзей с наступающей Пасхой придётся как раз кстати в том случае, если вы желаете здравия и благополучия верному товарищу в канун Светлого праздника. То же самое касается Рождества, Благовещения, дня Петра и Павла. Впрочем, не забывайте молиться за своих друзей не только по праздникам. Молитесь каждый день. Храни вас, Господи.

Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?

У нас, живущих еще на земле христиан, самая близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: соблаговолил «все небесное и земное соединить под главою Христом» (). Таким образом, мы с умершими – одна семья, а Глава нашей семьи – Христос.

Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?

Апостол Павел так отвечает на это: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (). Значит, во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге.

В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?

Главным образом в молитве. «Молитесь друг за друга» , – говорит Ап. Иаков (). И Ап. Павел наставляет: «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых» (), т.е. о всех христианах.

Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?

У Господа такого деления нет, потому что Бог «не есть мертвых, но живых, ибо у Бога все живы» ().

Умершие христиане нуждаются-ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?

Несомненно, нуждаются.

Чем вызывается эта их нужда?

Она вызывается тем, что они люди, и, как люди, не свободны от недостатков () и никто из них, умирая, не мог сказать: «я очистил сердце мое, я чист от греха моего» (, ср. ; ).

Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?

Ап. Иоанн разъясняет, что Христос «есть умилостивление за грехи наши и не только наши, но и за грехи всего мира» (). К этому умилостивителю, Грядущему Судии и обращаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев своих по вере.

Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут услышаны?

Можно, ибо Сам Спаситель сказал, что христианам «должно всегда молиться и не унывать» (). Спаситель также говорит истинно верующим: «если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам» ().

Но, может быть, Христос не имеет власти облегчить участь многогрешных () христиан, переселившихся в загробный мир?

Господь имеет полную возможность и власть сделать это, потому что Он Сам сказал о Себе: «дана мне всякая власть на небе и на земле» (). Если так, то у Спасителя есть власть облегчить участь согрешивших грехами несмертными.

Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказывают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылаются при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?

Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.

О каком времени говорит притча о богатом и Лазаре?

О времени ветхозаветном, т.е. о времени до совершения Христом Спасителем искупления.

Откуда это видно?

Из слов Господних видно, что тогда действовал закон Моисеев и пророки: "у них" , т.е. у тогдашних людей, говорит Спаситель, «есть Моисей и пророки; пусть их слушают» (). Спаситель Сам объяснил в той же 16 главе Ев. Луки, что «закон и пророки до Иоанна (Крестителя), а с сего времени, т.е. после Иоанна, Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (). Что теперь не Моисеев закон царствует, это говорится и в Еванг. Иоанна: «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (). Моисеев закон был «детоводителем ко Христу» () «и конец закона Христос» ().

Как же объяснить слова Господа, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из «ада в рай» не могут сделать этого ()?

Эти слова Господни вполне справедливы: перехода из ада в рай не было до того времени, пока Сам Спаситель наш не перешел этой пропасти. Господь в Апокалипсисе говорит о Себе: «имею ключи ада и смерти» (). Своею на кресте Он сокрушил вереи (затворы) вечные, содержащие связанных, т.е. отворил двери ада. "Христос , – повествует Ап. Петр, – чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом Своим Божественным) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ().

Что это за непокорные духи, которым проповедал Христос?

Это современники патриарха Ноя. Перед потопом люди очень развратились, так что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (). Господь повелел праведному Ною сто двадцать лет призывать их к покаянию (), а самому строить ковчег. И так как люди не покаялись в своем развращении, то Господь повелел Ною войти с семьею в построенный ковчег, и навел на всех потоп. Никто из непокорных людей не остался живым на земле, все погибли в воде. Но когда затопляла их вода, тогда они вспомнили Ноеву проповедь и каялись, однако, наказания избежать было уже невозможно, и плодов покаяния они не могли принести. Они были в адской темнице и ожидали милосердия Божия. К ним-то и пришел Спаситель «духом Своим» в то время, когда плоть его, умерщвленная на кресте, лежала во гробе. Об этом событии поет наша Церковь так, что Христос был «во гробе плотски, в аде же с душею, яко Бог»...

Вывел ли, действительно, Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находившихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?

Да, вывел, "ибо , – говорит Ап. Петр, – для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, т.е. значит, умерши плотски, как все люди, жили (далее) по Богу духом» (). Посему и Ап. Павел говорит о ветхозаветных людях, что «они не без нас достигли совершенства» () . Итак, переход из адской жизни к райской, (по Богу), возможен. И сектанты, если отвергают его, то только потому, что «не знают Писаний, ни силы Божией» ().

Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни?

Это доказывает убедительно Апостол Павел, когда говорит, что Христос «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает , – говорит вопросо-ответно Апостол, – как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли!» ().

А как думают сектанты о состоянии умерших?

Они считают, что все умирающие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь.

Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?

Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно не нужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздастся всем должное: грешники пойдут в «муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ().

Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут?

Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит Апостол, всем нам «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ().

Как же сектанты говорят, что они не подвергнутся суду, потому что сказано-де: «Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия» ()?

Сектанты «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией» (). В приведенном месте из Ев. Иоанна Спаситель говорит о том, что искренно верующие в Него не подвергнутся наказанию, тогда как неверующие в Божество Его осудятся. А что суд будет одинаково и для праведных и для грешных, это видно из слов Ап. Петра: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви Христовой, которая есть дом Божий ()), «если же прежде , – говорит Апостол, – с нас начнется , то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (). Пусть же не думают сектанты, что по смерти они сразу в рай пойдут; будет и на них еще суд!

Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой-же истинный смысл ее?

Главная мысль Господня в притче та, что, если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.

Чем можно доказать, что главная мысль притчи именно такова?

Для доказательства нужно рассмотреть самую притчу и некоторые события, случившиеся после ее произнесения. Фарисеи не хотели верить Христу, хотя все, что Он говорил и что делал – было согласно с законом Моисеевым и с предсказаниями пророков о Мессии. Фарисеям хотелось признавать только то, что им нравилось, и потому жили они не по Моисееву закону, но по прихотям своим. Вот Спаситель и говорит притчею, что таких людей ничто не изменит: если они закона Божия не слушают, то, пусть даже мертвый воскреснет, не поверят. В притче Господь показывает нечестивца богатого и благочестивого нищего. Богатого Он никак не называл, а нищему дал имя – Лазарь. Затем Господь изображает загробную судьбу обоих. Богач в муках узнал, что ему нет помощи, и жалея своих братьев, которые еще жили на земле, начал просить Авраама о том, чтобы к ним для вразумления был послан вестником Лазарь. Но Авраам на эту просьбу ответил так: "у них (у братьев богача на земле) есть Моисей и пророки; пусть их слушают... Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (). Тогда многие говорили, что они поверили бы только воскресшему мертвецу, и теперь многие повторяют то же; также и сектанты иные говорят, что не желают молиться за умерших, и что, пожалуй, они стали бы молиться, если кто-либо с того света сказал бы, что за умерших полезна. Но Спаситель прямо объясняет, что, кто Писания не слушает, тот даже воскресшему из мертвых не поверит. А чтобы никто не сомневался в словах Господних, Христос доказал это и на деле. В притче Он назвал человека нищего Лазарем, а через некоторое время воскресил Лазаря из Вифании.

Что же, враги Христа стали ли верить в Него после того, как Он воскресил четырехдневного мертвеца?

Нет, не поверили. Узнав о воскрешении Лазаря, враги Господа, посоветовавшись между собою (), «положили убить его» (Господа) (). Таким образом, Спаситель притчей о богатом и Лазаре объяснил и предсказал, что кто Писания не слушает, тот даже и воскресшего не признает за достоверного свидетеля и не поверит ему. Против же молитв за умерших Господь ничего здесь не говорит.

Чего должно просить у Господа в наших молитвах об умерших?

Того же, чего мы просим в своих молитвах о живых: должно просить милости Господней к умершим и благодати Божией, очищающей души их и доставляющей им блаженное состояние.

Молились ли за умерших верующие в истинного Бога?

Молитвы за умерших были еще в Ветхом Завете. Из жизни народа Израильского узнаем, что после одного сражения Иуда Маккавей от всего общества Божия молился о павших воинах: «на другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям.... и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ().

Также и премудрый Сирах говорит: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не минай милость» ().

Что отвечать сектантам, если они скажут, что не верят книгам Маккавейским, потому что это книги неканонические?

Нужно спросить у сектантов, где в слове Божием сказано, что Маккавейские книги не хороши? – А что они называются неканоническими, так это так их назвала древняя Православная , когда диавол не выдумал современных сектантских глупостей. Но Церковь всегда признавала книги Маккавейские как книги правильные, рассказывающие о жизни Иудеев далеко до пришествия Господня, а 85 правило св. Апостолов повелевает признавать книги Маккавейские.

Что означает слово «апокриф», как любят сектанты называть Маккавейские и другие неканонические книги?

Наименование: «книги апокрифические», по переводу с греческого, означает: «книги сокровенные». Древние еретики давали это наименование составлявшимся в их среде подложным книгам, дабы лучше уверить других, будто эти книги не вновь составлены, а только неизвестны были, как сокрываемые.

Наши неканонические книги вовсе не апокрифы, потому что все лживые книги, как, например, Ев. Петра, Ев. Фомы, сон Богородицы и др. отвергнуты .

Можно ли найти подтверждение молитв за умерших в книгах канонических?

Такие подтверждения есть.

В кн. Второзакония, 26 гл. 14 ст говорится: «я не ел от нее (от десятины, посвященной Богу) в печали моей... и не давал из нее для мертвого» (). Следовательно, из оставшегося имущества можно было уделять на поминовение мертвецов.

Молились ли за умерших свв. Апостолы?

Да, молились. Ап. Павел в благодарность своему ученику Онисифору, который верно служил ему, молился о здравствовавшей еще семье его так: «да даст Господь милость дому Онисифора» (). Видим, что самого Онисифора Апостол не поминает; через несколько слов Ап. Павел молится и о самом Онисифоре, очевидно, уже умершем: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в день оный» ().

Точно так же и теперь Православная молится за умерших, прося им «милости Божией у Христа, – бессмертного Царя и Бога нашего».

Было ли у христиан с первых дней существования Церкви Христовой поминовение усопших в Церковном богослужении?

Несомненно, было. В литургии Ап. Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме в день памяти этого Апостола Господня, 22-го октября; в этой литургии есть молитвы об умерших; точно так же и в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого , совершающихся постоянно у нас.

Ап. Иаков поучал христиан так молиться об умерших: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их.... В Царстве Твоем, в наслаждениях райских, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего, и сияет свет непрестанный.» Молитвы св. Иоанна Златоустого и Василия Великого очень схожи с изложенной.

Какие еще мы имеем доказательства, что у христиан всегда были молитвы за умерших?

Это доказывают нам памятники первых веков христианства. В римских катакомбах, где христиане хоронили своих мертвых с первых дней христианства, там над гробами их сделаны надписи, в которых христиане выражают свои молитвы к Богу об умерших. Вот какие надписи там есть: «Господи, да никогда душа Венеры не будет омрачена. Антония сладкая душа, Бог да освежит тебя. Бог, да освежит твою душу! Господи, прошу Тебя, да увидит он свет рая. Покойся спокойно. Вечный свет тебе, Тимофей во Христе». Мученически сгоревшим сделана такая надпись: «Да освежит, да прохладит нас Тот, Кому все возможно.» Таковы надписи на гробницах, доказывающие, что у христиан всегда были молитвы за умерших.

Вот еще одно доказательство от истории. В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноап. Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.

Прежде всего, здесь говорится не о молитве, а про избавление от смерти. Как это выясняют дальнейшие слова псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того во век, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (). Действительно, никто не избавил человека от смерти, как только Богочеловек Иисус.

Затем, если сектанты понимают слова псалма – «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» – в том смысле, что молиться за мертвых нельзя, то пусть они и за живых не молятся, потому что для человека и живых искупить невозможно. Однако сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицание молитвы за умерших.

Какими вопросами можно доводить сектантов до признания необходимости молитв за умерших?

Прежде всего должно спрашивать сектантов об их отношениях к живущим на земле их братьям: «Любите ли вы ваших братьев живущих в этом мире?» Они скажут: «Любим». – «В чем выражается любовь к ним?» Они скажут: «Мы братьям нашим желаем добра, помогаем, когда можем, и молимся о них Богу». Если сектанты так любят живущих еще здесь своих братьев, то пусть скажут: продолжают ли они любить их отошедших в загробный мир? Они скажут, что любят. Тогда должно спрашивать сектантов: в чем выражается ваша любовь к покойным? Хлеба они теперь не едят, и деньги им не нужны, ваша материальная помощь им не требуется. Как же вы выражаете свою любовь к своим усопшим? Сектантам ответить нечего, потому что благожелательства к своим умершим братьям без молитвы они выразить не могут, а молиться тоже не хотят, значит, и любовь сектантов к своим братьям, со смертью последних, прекращается.

Из этого видно, что у сектантов не Христова вера, не христианское понятие об отношениях к умершим. Слово Божие говорит, что христианская «любовь никогда не перестает» (), она никогда не прекратится, «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (). Значит, у христиан любовь к братьям некогда не может закончиться, хотя бы эти братья и отошли в загробный мир. И действительно, у нас в Церкви Православной любовь никогда не прерывается: когда наши братья живут здесь, мы выражаем к ним свою любовь в благожелательстве и молитве за них; мы, не прерывая своей любви к ним, продолжаем благожелать и молиться за них и после их отшествия на тот свет. У сектантов же любовь не христианская, не по слову Божию: она у них прерывается в тот час, когда те, кого они любят, умирают. Плохая это, никуда негодная, любовь.

Поминая прославленных Богом Святых, мы низводим на себя их помощь и заступление. Все скончавшиеся в вере и надежде на вечную жизнь молятся за нас, равно как и от нас ожидают молитвы, особенно во время приношения Бескровной Жертвы. Они по любви своей постоянно молятся за нас Богу, - и именно упоминают пред Богом особенно имена тех людей, которые молятся им, - равное за равное. Мы поминали их, они - нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот и сам не будет помянут и не удостоится поминовения.

Молитва, возносимая во имя Господа Иисуса Христа всегда угодна Богу (ср.Ин.14.14). Но молитва наша оказывается еще более действенной, когда она сочетается с литургической молитвою Церкви.

Ап. Иаков пишет: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). И чем искреннее, пламеннее наша молитва о прощении грехов, о помиловании нами поминаемых, тем более они очищаются Господом от грехов своих. Так и при ежедневном поминовении умерших без покаяния, обреченных Богом на мучения за свои грехи, поминаемым сообщается облегчение от тяжести мучения, поскольку изо дня в день Святейшая Кровь Христова очищает души от грехов их. При этом, нечестивые грешники все более и более очищаются от омрачения греховного, а благочестивые – еще более просветляются и освещаются.

Устанавливается некая незримая связь между лицами, творящими поминовение и самими поминаемыми на молитве. Так при поминовении и первые и последние получают великую пользу. Творящий на молитве поминовение о других и сам не остается без награды от Бога за свою любовь к поминаемым.

Прп. Макарий Великий молился даже об умершем язычнике. Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как например великомученица Фекла и Св. Григорий Двоеслов. Великая польза для творящего пред Богом молитвенное поминовение за тех людей, о которых некому молиться.… Тут, прежде всего, усматривается материальная бескорыстность молящегося (ведь ему никто и ни чего за их поминовение не заплатит!) и исполнение им следующих заповедей Спасителя: «Да любите друг друга»; «и во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Ин.13, 34; Мф7, 12).

Некоторые говорят: «к чему поминовение усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого». Но так говорящие забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашей сердечною молитвою, которую Господь по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

Христианин! Молись и благотвори за усопшего. А молясь за усопшего, готовься и сам к своему успению. Об усопшем молись дома, молись в храме вместе со священнослужителями; попостись, очисти и свои грехи в таинстве покаяния, соединись и сам со Христом в причащении Его пречистого Тела и Крови. Поэтому и ты, если хочешь, чтобы молитва твоя была вполне благотворна для поминаемого и для тебя спасительна, то дай ей крылья: пост и милостыню. И, несомненно, знай: «твоя молитва дойдет до Господа Бога и твой ближний получит милость Божию, и сам ты будешь благословен от Господа за твою любовь.

Нам же самим, - дабы сделать действенными наши благодеяния, совершаемые ради блага ближних, - следует испросить у Господа Бога, прежде всего помилования нас самих; надо молиться о прощении наших грехов. Иначе говоря, кто молиться Богу о помиловании ближних, тот сам должен прежде обрести помилование у Бога.

Схиигумен Савва. Сборник трудов и писем.

Братья и сестры!

На нашем сайте www.blagie.ru вы можете ознакомиться с другими материалами, а также заказать для себя и своих близких молитвенную помощь.

Хотя и говорится в Писании, что «много может молитва праведного », но «поспешествуема », т.е. воспомоществуемая раскаянием и исправлением тех, за кого она возносится. А у кого образ жизни нераскаянный и неисправимый, тем как может она принести помощь, когда они сами препятствуют этому своими делами?

На слова пророка Исаии: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном».

Прп. Никодим Святогорец

Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете

Сказав об оставлении грехов, которое приемлют недужные от освящённых, сразу же присовокупляет здесь божественный Иаков и исповедание грехов, говоря, что подобает вам христиане, исповедовать свои грехи, один другому и призывать Бога, Который есть Врач душ и телес, чтобы принять от Него исцеление греховных ран и язв. Изначально исповедание грехов было обще для всех, а не только принадлежало кающимся, которые обращались от смертных грехов, но и тем, которые исправили свою жизнь к добродетели и справедливости, но согрешали простительно по человеческой немощи. С одной стороны, в божественном Евангелии написано о Крестителе Иоанне: «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя » (Матф. 3:5 -6), с другой же, Иов так говорит: «аще помыслит сердцем обратитися ко Господу, повесть же человеку свой зазор (т.е. исповедание своих грехов), и безумие свое покажет, заступит и (т.е. Бог), еже не впасти ему в смерть, обновит же тело его якоже повапление на стене, кости же его исполнит мозга; умягчит же его плоть якоже младенца, и устроит его возмужавша в человецех. Помолится же ко Господу и прият Им будет, внидет же лицем веселым со исповеданием (т.е. славословием), воздаст же человеком правду свою . (Иов 33:23 -26).

Говорит же и другое слово, этот праведный столп терпения, Иов: «Аще же и согрешая неволею, скрых грех мой; не посрамихся бо народнаго множества, еже не поведати пред ними » (Иов 31:33 -34). Из этих слов, яснейшим образом видно, насколько удивительное и достославное целительное средство, для прощения грехов, есть исповедание их другим. Оно открыто и победоносно, для разумных, совершенных и духовных, при рассуждении и добродетели; ходатайствует же, греховных ран умное исцеление с наставлениями и епетимиями духовных мужей, подобно смягчающему и стягивающему пластырю. Поэтому и Екклесиаст сказал: «Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных » (Еккл. 5:6) , и Давид говорит: «Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея » (Пс. 140:5) . Эти слова явно показывают, что должно предпочитать и любить, разумное уязвление и наказание, праведных и добродетельных как полезное для души, чем похвалы лукавых как по настоящему душевредные. Достойно замечания и то, что от этих слов, которые говорит здесь брат Божий, чтобы исповедовать, друг другу грехи, обличаются те, которые пустословят и суесловят, что нет нужды исповедоваться людям, но только одному Богу, приводя Давидское «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви; и Ты оставил еси нечестие сердца моего » (Пс. 31:5) . И не только, от этого изречения Иакова, заграждаются сии уста, но и от прочих изречений ветхого Писания и Евангелия, которые мы привели уже выше.

много бо может молитва праведного поспешествуема

Этими словами, брат Божий как бы говорит следующее, по святому Митрофану: да христиане, братья мои, много помогает в прощении грехов, исповедующимся христианам, прошение и молитва добродетельных духовников, которые их исповедают. Но каким христианам? Тем, которые осуждают своё «я», с чистым и нельстивым расположением сердца, за прежде соделанные грехи; тем, которые возненавидели грех, и поэтому восторжествовали над ним и посрамили его, через исповедь. И тем, которые не имеют цели, вернуться опять на ту же самую блевотину своих грехов, но более приносят достойные плоды покаяния. За таковых, говорю, очень сильна молитва и прошение к Богу - моление духовников. Бывает же она действенна у тех, которые исповедаются, так как, ей не препятствует никакая злая причина их грехов, но более того, ей содействует смирение и добродетельные их дела. За тех же, исповедующихся христиан, кото- рые имеют развращённые и лукавые помыслы, возвратиться опять ко греху, и они ещё как бы держат в объятиях и любят зло, за таких, говорю, если будет просить Бога сам праведный Ной, угодивший Богу, и пророк Даниил, и засвидетельствованный от Бога Иов, то не будут услышаны. Об этом ясно засвидетельствовал Бог, пророку Иезекиилю говоря «сыне человечь, земля аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад… и аще будут сии трие мужие среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии во правде своей спасутся, глаголет Адонаи Господь… не избавят ни сынов, ни дщерей своих, но тии едини спасутся » (Иез. 14:13 -14,18). И к Иеремии говорит: «Ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя » (Иер. 7:16) . Смотри также толкование на «Есть грех к смерти » (1 Ин. 5:16) .

Никто да не думает здесь, по написанному: «Исповедайте убо друг другу согрешения », чтобы мы исповедовали простым людям, наши согрешения, и получали от них прощение в грехов. Это совсем не подобающе и чуждо чину, нашей Святой Церкви. С самого начала и можно сказать свыше, сама Церковь установила Таинство исповеди и прощения грехов, чтобы совершали его мужи облечённые священством, посвящённые в тайны и немногословные, как пишет Сократ в Церковной Истории кн. 5, гл. 19. И Созомен 7-ой книге, гл. 16 по этому же поводу пишет, чтобы имели таковые разрешение от архиерея вязать и решать грехи исповедающихся. Но более сами епископы в первую очередь должны являться духовниками, как имеющие власть вязать и решать грехи и примирять кающихся, в соответствии с 6-м правилом Карфагенского Собора. Что ещё сказать? Не только мирские не могут исповедовать, но и не все облечённые священством. Только опытные и добродетельные, могущие мудро исцелять греховные раны. Также как и не все врачи могут врачевать болезни, но только испытанные и опытные во врачебном искусстве, как сказал Великий Василий: «как не всем, и не случайным открывают люди телесные страсти, так и исповедание грехов должно быть тем, которые могут их исцелить». Духовникам подобает быть искуснейшими, более прочих священников, и совершеннейшими в слове добродетели, как говорит святой Митрофан. Если же кто утверждает, противное сказанному нами, ссылаясь на слово брата Господня, «исповедайте убо друг другу », то кратко даём на это ответ, что это было сказано, тогда, когда Церковь не имела ещё совершенного и соответствующего устройства, находясь посреди гонителей и идолопоклонников. Позже когда воцарился Великий Константин, и были Вселенские и Поместные Соборы, всё устроилось в совершенное и гармоничное состояние, в том числе и Таинство исповеди. Прибавим же ещё и то, что не запрещается исповедовать грехи другому, также как и Иов исповедовал перед множеством, если сделал, что сатанинское (Иов 31:33 -34), но связать или разрешить от грехов, другой не может, кроме имеющих власть вязать и решать, т.е. архиереев и иереев как выше было сказано.

Толкует это изречение богоносный Максим: «Много может молитва праведного поспешествуема », как сказано. Поспешествуема же она бывает двояко: первое (когда молящийся сам праведен), и возносит к Богу молитву при делах по заповедям, как такую, которая не в одном только слове состоит, и не пустым звуком голоса произносится, и предлежит праздной и ничего твердого под собою не имеющей, но есть действенна и жива, воодушевляема будучи делами по заповедям. Ибо сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей чрез творение добродетелей; в следствие чего праведный имеет сильную и многомогущую молитву, поспешествуемую заповедями. Второе, когда кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь, и таким добрым своим обращением делая молитву праведного сильной и многомогущей. (Умозрительные и деятельные главы, гл.200). И ещё: «Многое есть неисправление, более же скажу безумие, в удобстве живущему, просить спасения молитвами праведных, в то время как они просят прощения грехов, сей по свободному произволению остаётся в нечистоте… если молитва праведного остаётся не действенной, не подобает нисколько медлить… но деятельно и со тщанием совершать и творить добродетели».

Феофилакт и Икумений толкуют это изречение: «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью, ибо если тогда, когда за нас молятся другие, сами мы проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово премудрого Сираха: «Един созидаяй, а другий разоряй, что успеет более, токмо труд? Единому молящуся, а другому проклинающу, коего глас услышит Владыка? » (Сир. 34:23 -24).

И ещё говорит святой Максим: «Никакой нет пользы от молитвы праведного для прибегающего к ней, когда он более услаждается грешными делами, чем добродетелями. Так некогда и великий Самуил оплакивал Саула грешащего, но умилостивить за него Бога не был силен, не прияв в поспешество плачу своему подобающего исправления грешащего. Почему Бог, останавливая раба Своего от бесполезного плача, говорит ему: «доколе ты плачеши о Сауле. Аз же уничижих его, не царствовати во Израили » (1Цар. 16:1) . (Умозрительные и деятельные главы, гл.201).

Сказал и великий в отцах Варсонофий: «Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: един созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более, токмо труд? (Сир. 34, 23) . Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо апостол говорит: много может молитва праведного поспешествуема , то есть когда святой и праведный молится за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он приносит малое, а молитвы святых - многое» (Ответ 622). О том же сказано и в 70-ом ответе.

Говорит и святой Иоанн Лествичник: «Не ленись просить и молить Бога за самых ленивейших; не о том, чтобы они были помилованы, ибо это без их содействия невозможно, но чтобы Господь воздвиг их к усердию» (Слово к пастырю 12:11).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Если же кто в молитве будет молиться Богу о какой-либо добродетели, а сам между тем предается нерадению, никаких на стяжание сей добродетели определенных средств не приемля и никаких для того дел не делая, и подвигов не подъемля, то поистине такой паче искушает Бога, а не молится. Почему божественный Иаков и сказал, что «много бо может молитва праведнаго поспешествуема» . Споспешествованием здесь бывает и то, когда кто, прося праведного помолиться о чем для себя, и сам о том молится, и то, когда кто, молясь о чем Богу, и сам всеусердно делает все, потребное для стяжания просимого, как разумеет св. Максим.

Невидимая брань.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного

Лопухин А.П.

Ст. 16-18 После речи о таинстве елеопомазания, служащем главным образом врачеванию телесных недугов, Апостол дает средство против недугов духа - разнообразных греховных падений (paraptwmata), именно: разъясняет необходимость взаимной молитвы христиан друг за друга, как верного и всеобщего средства духовного врачевания. «Но такая молитва предполагает взаимное исповедание верующими своих грехов, ибо нужно знать, в чем виновен наш брат, что лежит на его совести, чтобы наша молитва о нем была благоуспешна» (проф. прот. Д. И. Богдашевский). Отсюда - увещание св. Апостола: «исповедайте друг другу (exomologeisqe allhloiV) согрешения …» Вопреки мнению некоторых древних и новых толкователей, здесь нет речи о таинстве покаяния или исповеди; Апостол говорит лишь о простом взаимном признании христиан пред другими верующими в своих проступках, в целях взаимного примирения, утешения, облегчения, совета, главным же образом для того, чтобы дать возможность христианам молиться о согрешившем брате. Конечно, не исключается здесь и исповедь пред пресвитерами, облеченными от Господа властью прощения грехов (Мф 18:18; Ин 20:23). Но ближе всего Апостол говорит не о таинстве покаяния, а о взаимообщении христианском, которое так неизменно требуется в жизни Церкви, как единого тела, единого организма. Рядом с взаимною исповедью христиан Апостол сейчас же поставляет взаимную же молитву христиан друг за друга: «и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (iaqhte), т. е. духовно исцеляете от душевных немощей - грехов, имеющих опору в чувственных вожделениях (см. IV:1-2). В качестве же побуждения к христианской взаимопомощи в форме молитвы Апостол указывает на великую силу молитвы праведника: «много бо может молитва праведного споспешествуема» (energoumenh). «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевною скорбью. Ибо если тогда, когда молятся за нас другие, проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас» (блаж. Феофил.). Впрочем, выражение energoumenh может быть передано и без всякого условного оттенка, напр., так: «сильно действует молитва праведного».

В пример того, как много может молитва праведного, Апостол приводит двукратную молитву пророка Илии - сначала о засухе (ст. 17, см. 3Цар. 17:1) , а затем о дожде (ст. 18, см. 3Цар. 18:42) , причем в обоих случаях молитва пророка была точно исполнена Богом. Для того, чтобы пример великого пророка (см. Сир XLVIII:1-15) не сочтен был неподходящим для обыкновенных людей, Апостол при самом упоминании имени великого Илии называет его подобным, подобен страстным нам, omoiopaqhV hmϊn, т. е. человеком одинаковой со всеми смертными ограниченной природы (ср.

Чтобы отписаться от новостей другого пользователя, щелкните на значке настроек в этом событии и выберите нужный пункт.

Духовные мудрости.(В картинках),В ВИДЕОРОЛИКАХ И АУДИО.

community-post.html

МОЛИТЕСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА (Иак. 5, 16)

Св.прав.Иоанн Кронштадтский так пишет по этому поводу: "Отчего искренняя наша молитва друг за друга имеет великую силу на других? Оттого, что я прилепляюсь во время молитвы к Богу, делаюсь един дух с Ним, а тех, за которых я молюсь, соединяю с собою верою и любовью, потому что Дух Божий, действующий во мне, действует в то же время и в них, как "все исполняющий", так как "мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17; Еф. 4, 4).

МОЛИТВА ХОДАТАЙСТВЕННАЯ – МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ.

Молиться нужно не только за себя, но и за других. «Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели», – говорит святитель Московский Филарет. Христианин должен молиться за всех, как за себя, чтобы Бог даровал им преуспеяние веры и разума духовного, а от грехов и страстей свободу.
Но спрашивается: есть ли в слове Божием указание о том, чтобы мы молились друг за друга?
Сам Господь наш Иисус Христос дал всем нам одну молитву, не каждому за себя, но всем и каждому за всех, повелев просить у Отца нашего Небесного для всей земли, – для всех нас: действия воли Его, насущного хлеба, прощения долгов, избавления от искушений и прочего.
Святые апостолы еще прямее заповедали молиться друг за друга (Иак. 5:16). Святой апостол Павел неоднократно приписывал свои успехи и свою безопасность молитвам за него многочисленных учеников его (2Кор. 1:10-11). Этот верховный апостол имел нужду в молитвенной помощи своих чад (Евр. 13:18), умолял их Господом нашим Иисусом Христом и любовью Всесвятого Духа подвизаться с ним в молитвах за него к Богу (Рим. 15:30). Апостол Христов чаще всего просил молиться за него о том, чтобы Бог отверз ему дверь для слова «проглаголати тайну Христову» (Кол. 4:3), «да слово Господне (проповедуемое им – К. С.) течет и славится» (2Сол. 3:1). Если же апостольские дела требовали молитвенной помощи человеческой, то тем более мы, столь несовершенные в духовной жизни и обремененные житейскими заботами, имеем необходимость обращаться в своих нуждах к нашим братьям, чтобы они споспешествовали нам в молитвах за нас ко Господу. Нуждаясь в молитвах за нас других, мы, в свою очередь, должны молиться за них. Этот наш долг вытекает из христианской любви, которая видит во всех христианах своих членов и членов Христа Бога, общего всех Спасителя, желает им того же, чего себе, равно как и всеми мерами усиливается делать им то же, что и себе. «Молитесь друг за друга, – поучает святитель Тихон, – ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (Рим. 12:5)» . Пусть слаба будет и недостойна наша молитва, – все равно и тогда мы должны молиться за других с верой, что этим мы принесем им пользу. И это будет самой надежной и действительной помощью для них.
Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.
Одна блудница встретилась с женщиной, находившейся в отчаянии из-за смерти единственного сына. В страшном горе своем мать стала умолять блудницу, чтобы та помолилась о воскресении ее сына. Зная свое недостоинство, блудница ужаснулась в душе этой просьбе матери, но видя отчаяние последней и ее веру, и будучи не в силах видеть ее горе, она возопила ко Господу: «Не мене ради, грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!» – И Господь воскресил его.

1. О молитве за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей
В первую очередь мы должны молиться о лицах, облеченных светской и духовной властью, а также за близких и дорогих для нас лиц: членов семейства, сродников и благодетелей.

Молитва за предержащие светские власти.

Молитва за предержащие власти составляет одну из важнейших наших обязанностей. От решения властей зависит мир и тишина, безопасность от врагов внутренних и внешних. Благоустройство и порядок, промышленность, торговля и т. п. находят свое основание в мудром руководстве светских начальников. Чтобы эти их ответственные служебные обязанности исполнялись с подобающим успехом, христианин и должен возносить свои моления ко Господу, тем более, что всякая власть от Бога (Рим. 13:1).
Еще в Ветхом Завете избранный народ молился за своих властителей. Но и после того, как он попал под иго царей иноземных, не прекращал своих молитв за новых властителей: «...молите Господа за ня (то есть страну, в которую Бог переселил иудеев – К. С.), – писал пророк Иеремия своим пленным соотечественникам, – яко в мире их будет мир вам» (Иер. 29:7). Молились евреи и о жизни римских императоров, когда были покорены римлянами.
Христианская Церковь с самого начала своего существования молилась о верховной власти. Спаситель признавал законною власть римского кесаря и повелевал воздавать ему все должное, что соответствовало его высокому положению и великому значению в государстве (Лк. 20:25).
Верные заветам Спасителя, святые апостолы только раскрывали Его учение, когда заповедали своим последователям молиться за предержащие власти (1Тим. 2:2).
Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.
Насколько живо первые христиане были проникнуты духом евангельского патриотизма свидетельствуют многие древние церковные писатели. «Мы, – говорит один из них, от лица христиан своего времени, карфагенский пресвитер Тертуллиан, – подымая глаза к небу, простирая свободно руки, ...обнажая голову... не имея необходимости в понуждении... – мы просим у Бога императорам долгоденствия, мирного царствования, безопасности их дома, храбрости воинства, верности сената, благонравия народа, спокойствия всего мира и всего, что желательно человеку и императору» . «Итак, – заключает свою пламенную речь Тертуллиан, – в то время как мы таким образом молимся, раздирайте тело наше, если угодно, железными когтями; пригвождайте нас ко кресту; повергайте в огонь; обнажайте против нас меч; бросайте нас на съедение зверям: молящийся христианин готов все претерпеть. Спешите, ревностные правители, исторгать жизнь у тех людей, которые проводят ее в молитве за императора» . Подобно говорят и другие христианские писатели и апологеты: Афинагор, святой Феофил Антиохийский , святой Иустин Философ , историк Евсевий и другие.
О молитве за власти говорили и святые отцы «золотого века». Так святитель Афанасий Александрийский в своем защитительном слове пред императором Констанцием говорит, что за него (Констанция) все приносят ревностные молитвы, которые и окажут ему необходимое содействие в предпринимаемых им делах. Святитель Иоанн Златоуст говорит о молитве за властителей как общеизвестном христиан-ском долге.
И в настоящее время Церковь Христова молитвенно испрашивает у Господа властям своего Отечества всех благ.
Таким образом, Церковь всегда молилась и молится за светскую власть, и поэтому, кто живет с нею в действительном союзе, исполняет повеления ее пастырей, усваивает сердцем ее учение, тот должен проникаться духом молитвенных благожеланий своим начальникам.

Молитва за духовных руководителей.

В благодатной помощи Божией в высшей степени нуждаются лица, облеченные духовной властью: пастыри, священнослужители. На этих лицах лежит великий и священный долг воспитывать людей в религиозно-нравственном духе как евангельским словом, так и своей жизнью.
Пастырь, по словам святого апостола Павла, должен быть для паствы образцом в слове, жизни, любви, духе, вере и чистоте (1Тим. 4:12). Как всякий человек, пастырь имеет свои немощи и недостатки. Чтобы Господь помог ему ревностно исполнять свой служебный долг, чтобы благодать священства не осталась праздной, но всегда горела в нем верой, надеждой и любовью, чтобы Сам Господь был для него Учителем, Сам направлял его ноги на путь истины, правды и мира, Сам был для него светом, оком и устами, – мы и должны слезно и горячо молиться.
«Молиться, – поучает святитель Тихон, – за проповедников слова Божия, пастырей и учителей, «да слово Господне течет и славится» (2Сол. 3:1); да в житии и в звании своем будут исправны и непорочны, да право учат, и, что учат, того образ на себе показуют».
Пастыри, в свою очередь, молятся за народ и, в частности, за своих прихожан. Эта взаимная искренняя молитва крепко сродняет и сближает пастырей с пасомыми. А при таком молитвенном единении легко становится славить и воспевать пречестное и великолепое имя нашего Небесного Отца.

Молитва за членов семейства, сродников и благодетелей.

Молитвы наши должны обнимать и самых дорогих для нас людей – членов семейства: отцов, матерей, детей, всех живущих в нашем доме, всех сродников и благодетелей. Желая от всего сердца им самого наилучшего, мы должны просить у Господа, чтобы Он ниспослал на них Свое Божественное благословение, чтобы Он сохранил их Своей всемогущей рукой от всякого зла и даровал все необходимое к временной и вечной жизни.

2. О молитве за скорбящих, бедствующих и подверженных духовным недугам.

Из прочих людей заслуживают нашего особого внимания и молитвы все скорбящие и бедствующие. Земная жизнь часто бывает для человека сплошной печалью, тьмой и тесной тюрьмой. В таком состоянии человека не радует Божий свет, он готов впасть в отчаяние и погубить себя. Наша христианская любовь требует, чтобы мы просили Господа, дабы Он даровал им силы и крепость благодушно терпеть посылаемые испытания, избавил их от житейских бед и зол, излил в сердца их отраду и успокоение; чтобы исполнил к ним жалости и милосердия сердца богатых и сильных мира сего, вселил в них благую ревность к обильному и доброхотному подаянию милостыни, к заступлению и помощи меньшим братьям. Тем же труждающимся и обремененным, которым Господь судил перейти от этой жизни, – послал христианскую кончину – безболезненную, непостыдную, мирную, после причастия святых и животворящих Таинств.
К числу несчастных, нуждающихся в наших молитвах, нужно отнести и подверженных духовным недугам, то есть отпадших от истинной веры и христианской жизни. Об этих людях тоже нужно молиться, чтобы Господь просветил их ум к уразумению истины Христова учения, к познанию Его Божественной силы, явленной в подвигах святых и в судьбах святой Церкви, чтобы все они уверовали в истинного Сына Божия – Бога во плоти (1Тим. 3:16), пришедшего в мир для спасения человеческого рода.
О людях же, забывших свое назначение, забывших христианскую жизнь и возлюбивших более всего нынешний век, нужно просить Милостивого Подателя, чтобы Он вразумил их, как непостоянны земные блага и ничтожны плотские наслаждения, которым они служат. Нужно молить Господа, чтобы Он умягчил сердца этих людей, дал им слезное покаяние и сокрушение о своих грехах, вселил в сердца их любовь к Божественному Слову, указующему истинный путь спасения; укрепил немощные силы на преодоление страстей и преспеяние в добрых делах. Чтобы они, познав суету мира, более помышляли о кончине, Страшном Суде и будущей жизни, которой не будет конца.
Итак, всякий раз, когда в храме священнослужитель призывает помолиться «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных» или «о всякой души христианстей, скорбящей, озлобленней, милости Божией и помощи требующей», (прошения великой и литийной ектений), христианин должен мысленно переноситься к ним и всем сердцем молить Господа, чтобы Он помиловал их и соделал причастниками Своих небесных обителей.

3. О молитве за врагов своих.

Своего высшего проявления молитва достигает не тогда, когда мы молимся за близких к нам людей, за наших благодетелей или за тех, кто относится к нам безразлично, но тогда, когда молимся за своих врагов, прощая им все причиненные нам обиды.
Пример такой молитвы показал нам Сам Господь наш Иисус Христос, молившийся за Своих распинателей (Лк. 23:34) и заповедавший нам молиться за своих врагов, чтобы быть сынами Отца, «Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и неправедные» (Мф. 5:44-45).
И святые апостолы учили, что христиане не должны воздавать злом за зло, или ругательством за ругательство, но должны благословлять, так как они призваны к тому, чтобы наследовать благословение (1Пет. 3:9).
Преподобный Зинон, подвизавшийся на Синае, беседуя однажды о значении молитвы, сказал: «Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился».
По словам преподобного Марка Подвижника, мы своей молитвой за обижающих нас «благодетельствуем душам их» . Это и понятно. Даже самый лютый враг наш, зная, что мы не желаем ему зла, а наоборот, молимся о его благополучии, естественно переменит свое плохое к нам отношение на хорошее. Во время молитвы за врагов, по учению святителя Иоанна Златоуста, не следует жаловаться на них Богу. Прошения о наказании врагов он считает даже безумными. Недобрым чувствам, возникающим в нашей душе при воспоминании о наших врагах, необходимо противопоставлять воспоминание о своих грехах и страх будущего наказания.
Для нас молитва за врагов имеет очень большое значение, так как она, по заключению святителя Иоанна Златоуста, уподобляет нас не только Ангелам или Архангелам, а Самому Царю Небесному.

4. О молитве за всех людей..

Наконец, нужно молиться вообще о всех людях, чтобы Господь вложил в сердце всех и каждого любовь к святому Евангельскому закону и ревность к его исполнению, чтобы укрепил душевные и телесные силы на добрую, честную деятельность, чтобы всех помиловал и вел ко спасению Ему одному известными путями.
Это учение о молитве за всех основывается на словах святого апостола Павла (1Тим. 2:1) и требуется самым характером любви христианской всеобъемлющей. «Расширим сердце наше молитвою, и обымем ею всех человеков, – поучает святитель Филарет (Дроздов). – В ней и отдаленное да соделается близким, ...высокое и низкое равным пред лицем Всевышнего. В ней да угаснет вражда, и любовь да воспламенится более сильным и чистым пламенем». Молитву за всех людей с великим благоволением принимает всеблагой Отец Небесный, у Которого нет лицеприятия (Рим. 2:11), ни тени перемены (Иак. 1:17), Который есть беспредельная Любовь, все твари объемлющая и сохраняющая.

5. О молитве за всех усопших православных христиан.

Кроме молитвы за живых, христианство учит, что нужно молиться и за умерших.
«Бог... несть Бог мертвых, но живых», – говорит Спаситель (Мф. 22:26). Пред Богом все живы, и живущие в этом мире, и отшедшие в мир иной составляют одну семью у Отца Небесного, одно живое тело, одну святую Церковь. И как в живом теле не прекращается обмен поддерживающих жизнь элементов между разными частями тела, и как в доброй семье всегда поддерживается живое общение и взаимная помощь между членами семьи, – так и в Церкви Христовой не прекращается взаимная связь и помощь между членами ее, остающимися в этом мире и перешедшими в другой мир (1Кор. 12:26). Эта связь и взаимная духовная помощь выражается в молитве. Мы молимся друг за друга непрерывно – смерть не останавливает молитвы. Молимся за тех, кого любим, пока они здесь с нами, и не перестаем молиться, когда они оставляют нас, ибо «любы николиже отпадает» (1Кор. 13:8), ее нельзя вырвать из сердца, заколотить в гроб и закопать в землю. Христианство учит нас молиться не потому, что Бог будто бы без просьб наших не сделал бы всего возможного для тех, за кого мы желаем просить, но потому, что Отцу Небесному при любви к детям, без сомнения, угодно видеть и взаимную любовь детей, помнящих друг друга, заботящихся друг о друге, просящих друг за друга (Исх. 5:18). Оно заповедует молиться не с надменными притязаниями – как бы изменять определения Божии к участи почивших, – но с живым упованием на то, что Бог от века предуставил все к благу нашему, – все, и то, между прочим, что должно зависеть от нашей взаимной любви друг к другу, ходатайства друг за друга.
Нам неизвестны тайны загробного мира, участь умерших, но христианство призывает нас веровать, что молитвы за отшедших братий имеют для них спасительное значение. Особенно это нужно сказать о молитве, соединяемой с Бескровной Жертвой. «Когда весь народ и священный лик стоят с простертыми к небу руками, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – и когда предлежит страшная жертва, как не умолим мы Бога, прося за умерших» . О важно-сти поминовения усопших на литургии свидетельствуют и другие отцы: святитель Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин и другие.
В церковной истории имеются многочисленные рассказы о том, какое большое значение для умерших имеют молитвы о них живых. Вместе о тем, при усердной молитве за умерших последние сами становятся ходатаями перед Богом за живых.
Можно вспомнить общеизвестный случай из жизни святителя Филарета, митрополита Московского.
Святителю была подана на подпись бумага о за-прещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, – смиренно отвечал иерей. – Единственно, что на сердце у меня лежит – это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», – сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.

6. Вопрос о молитве за умерших без веры в Господа, повинных в смертном грехе, самоубийц и за скончавшихся вне ограды святой Православной Церкви.

Но не за всех умерших людей молится святая Православная Церковь. Она заповедует молиться только о тех, которые умерли с верой в Бога, с раскаянием и надеждой на милосердие Божие, умерли в союзе с Церковью и за гробом являются ее членами. Православная Церковь не совершает молитв за умерших без веры в Господа нашего Иисуса Христа, ибо кто не имел веры при жизни, по слову Спасителя, тот не может увидеть Царствия Божия, не будет спасен, а будет осужден – «иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16).
Не совершает она молитв и за повинных в смертном грехе, то есть за тех лиц, которые не только не веровали в Бога, но даже хулили Его, направляли все свои силы к тому, чтобы противоборствовать Евангельской вере. Этот грех, в котором невозможно покаяние по самому существу согрешающего, не может быть прощен ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12, 32; Евр. 6, 4-6, 10, 26-31). Священник А. Никольский считает молитву за таких грешников не только бесполезной, но и даже оскорбительной для Бога, так как ей «мы требовали бы от Бога насильного взятия в общение с Собою тех, которые упорно отреклись от Него и по своему внутреннему состоянию совершенно не способны к жизни в общении с Ним».
В Священном Писании указывается еще, что Царства Божия не наследуют «ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, (ни сквернителе), ни малакии (предающиеся тайному пороку – К. С.), ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителе, ни хищницы» (1Кор. 6:9-10). Но Церковь молится об этих грешниках, потому что для них возможно еще покаяние пред смертью и потому, что их грехи бывают следствием слабой природы человеческой, а не противоборством Богу хулой на Него.
Не совершает святая Церковь молитв и за самоубийц. «Царствие Небесное нудится, – учит Спаситель, – и нуждницы восхищают его» (Мф. 11:12). Жизнь человеческая и должна представлять ряд усилий к достижению этого Царства. На этом пути человек может много раз падать, вставать, пока Господь не прервет его. Но самовольно остановить жизнь – значит не желать Царства Небесного, не прилагать никаких усилий к восхищению его. Поэтому Церковь, помогая слабым, не молится о вольных самоубийцах. Не отказывает она в своей молитве только тем из самоубийц, которые лишили себя жизни в душевном расстройстве и безумии.
Наконец, святая Православная Церковь не отпевает полным своим чином христиан инославных. По указу Святейшего Синода 1797 года православный священник имел право только в церковном облачении провожать тело умершего до кладбища и опускать в землю при пении «Святый Боже».
В настоящее время, согласно распоряжению Святейшего Патриарха Алексия I, блаженно почившего 17 апреля 1970 года, инославных отпевают с опущением только тех песнопений чина, в которых от лица усопшего исповедуется его правая вера, или от лица Церкви обещается ему упокоение со святыми и вечная память.
Но если Церковь в лице ее священнослужителей, как ближайших исполнителей ее закона, не за всех умерших возносит общественную молитву, то для любви христианской, для сердца человеческого нет закона, нет запрета. Сам Христос молился за Своих распинателей с той мыслью, что они не знали, что творят (Лк. 23:34). Так поступали и первые христиане с побивающими их каменьями (Деян. 7:60). Поэтому не может быть запрещения для частной молитвы христианина о всех почивших и даже вольных самоубийцах. Оптинский старец иеромонах Леонид (в схиме Лев) на вопрос ученика: «Каким образом молиться о самоубийцах?» отвечал: «По духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу, аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя». Сердце христианина должно успокаиваться при этом на мысли, что молиться о всех людях, по апостолу, «добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим. 2:1-6).
Таким образом, по содержанию молитва бывает хвалебной, просительной, покаянной, благодарственной и ходатайственной. Однако ни один из этих видов не может мыслиться совершенно отдельно. Все они тесно связаны между собою, что вполне, конечно, естественно. Если христианин прославляет Бога за дивные Его дела, то он в то же время и просит Его о помощи, ибо эту помощь он может получить только от Него одного. А поскольку главным препятствием к излиянию Божиих даров являются наши грехи, то, испрашивая у Господа Его великие милости, человек вместе с тем возносит и покаянную молитву. Получив же от Господа содействие, он не может не благодарить Его за неизреченные щедроты. А так как каждый христианин является членом великого церковного организма, то молитву о себе он всегда соединяет с молитвой о других. Все эти виды молитвы находят прекрасное выражение в церковных пе- снопениях: «Великом славословии» и в гимне святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим».

С указанным содержанием молитв может обращаться к Богу и один христианин, и целая община во главе со священнослужителем. Отсюда молитва может быть частной и общественной.

(Источник "Азбука веры" -