Инструменты, которыми работали египетские мастера. Египетские музыкальные инструменты Воздушный шар-робот раскроет секреты тайных комнат в Пирамиде Хеопса

Как создавались шедевры египетской культуры: пирамиды и храмы, каменные колоссы и скульптуры?

Многие вопросы до сих пор остаются без ответа.

Одна из таких загадок - чем работали древние мастера. Интересно, что инструменты, которыми работали египтяне, практически без изменений "дожили" до наших дней.

Как египетские мастера добивались таких поразительных результатов с помощью обычных инструментов? Как им удавалось высекать статуи из диорита, который по твердости уступает только алмазу? Как удавалось им складывать из многотонных блоков прекраснейшие пирамиды, которые, кроме своей почти абсолютной математической формы, имеют еще и строго определенную ориентацию в пространстве. Посмотрим внимательнее на эти инструменты и попробуем понять тайну египетских мастеров.

Ножовка. Форма ее практически не претерпела изменений. В Египте инструменты изготавливались из меди и ее сплава с оловом - бронзы. Стали египтяне не знали, она пришла в Египет из Греции, а широко ее использовать стали только в эпоху Птолемеев.

Рубанок. Он не очень похож на современный, но благодаря такой необычной форме этот инструмент совмещал в себе функции сразу трех инструментов: рубанка, цикли и топора. В качестве рубанка его брали двумя руками, как обычный рубанок, правда, тянуть приходилось на себя. Если немного изменить угол наклона лезвия по отношению к обрабатываемой поверхности, то тот же самый инструмент работал как цикля, соскребая тонкий слой с поверхности. А если его взять за длинную ручку, то им можно было что-нибудь подрубать или стесывать.

Дрель. Египтян можно по праву назвать открывателями алмазного инструмента. Когда египетскому мастеру надо было просверлить что-нибудь очень твердое, то на место будущего отверстия он насыпал слой мокрого мелкого кварцевого песка. После этого мастер начинал сверлить. Инструмент был медный, но твердый кварцевый песок вдавливался в поверхность медного стержня, и получалось абразивное покрытие, как на современных алмазных инструментах.

Один из секретов египетских мастеров - отношение к работе. Они подходили к работе творчески, проявляли смекалку и изобретательность, а это возможно только в том случае, когда ты не равнодушен к своему делу.

Египтяне верили в существование земного и небесного Египта. Все, что есть в Египте земном, является отражением того, что есть в Египте небесном. Египетский мастер перед тем, как начать работу, пытался уловить небесный образ, чтобы воплотить его в материале. Неслучайно в различных точных измерительных инструментах присутствует символ сердца - иб, так как сердце человека является самым точным инструментом, который чутко реагирует на любую фальшь и дисгармонию. Египетский мастер, выполняя любую работу, слушал, прежде всего, голос своего сердца. И, наверное, поэтому у египетских мастеров получались такие прекрасные вещи, которые не удается повторить до сих пор.

Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.
Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".
Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.
В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса" .

Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт..." .

Каков же был музыкальный инструментарий Древнего Египта? Три инструмента боролись за главенствующую роль - арфа, флейта, лютня. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных - угловых. Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же- на полутонах.

Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом - удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии,-одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона) . Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.
Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.
Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.
Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".

У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".

Статья А.Е.Майкапара

Многочисленные изображения музыкантов, обнаруженные во время археологических раскопок, указывают на место этого искусства в жизни египетского общества. Ни один религиозный или светский праздник не мог обойтись без музыкантов и покровительства Хатор, богини музыки и танцев.

Уже в Древнем царстве, судя по изображениям музыкантов, обнаруженным в Гизе и Саккаре, египетская музыка достигла определенного уровня совершенства. Однако музыкальные инструменты, гордость эпохи фараонов, развивались с доисторических времен. Археологи обнаружили первые музыкальные инструменты Египта: палочки в виде стеблей тростника и пластинки в форме бумеранга, перестуком которых сопровождались ритуальные танцы. Другими разновидностями примитивных музыкальных инструментов были священные погремушки (ударные инструменты, предшественники систра) и ожерелья, к которым подвешивались бубенчики или раковины.

Иероглифические надписи под изображениями игры на инструментах, найденные в гробницах, сообщают нам их древние названия. Так, мат, духовой инструмент с тремя или четырьмя отверстиями для пальцев издавал несколько нот с большим интервалом. Бинт, большая лукообразная арфа, ставился на землю, а музыкант садился рядом, подобрав ноги. На флейтах, как и на двойном кларнете, могли играть только мужчины, тогда как на арфе играли музыканты обоих полов.

Систр, божественный инструмент

Систр - традиционный ритуальный музыкальный инструмент Древнего Египта - появился, вероятно, еще в доисторические времена. Его название произошло от глагола сес, напоминающего по звучанию шорох, который издавала корова Хатор, пробираясь через заросли папируса. Этот инструмент чаще всего использовался в храме, и играли на нем женщины, совершая обряды в честь богини Хатор. Одна из его разновидностей, сахм, представляла собой деревянную рамку с ручкой и позвякивавшими металлическими кольцами внутри. Другая, имела ручку с головой Хатор на конце. На ее рогах была закреплена проволока в форме подковы с загнутыми поперечинами или маленькими тарелочками, которые звенели при встряхивании. Сегодня систр используется на коптских мессах в Египте, на Ближнем Востоке и в Эфиопии.

Вклад завоеваний

Акустический анализ музыкальных инструментов Древнего царства показывает, что в музыке того времени использовались низкие, высокие и глухие звуки. Однако в Среднем царстве характеристика тембра полностью изменилась. Танец, некогда спокойный и благопристойный, сменился более быстрым и свободным, что было связано с непосредственным влиянием гиксосов, а также культур народов Азии. Бедуины, пришедшие с востока, принесли с собой лиру. В Новом царстве обновление общественной и политической жизни, связанное с завоеванием новых территорий и значительным расширением египетской империи, совпало с возрождением музыкального искусства. В числе новых разновидностей инструментов этого периода археологи обнаружили в фиванских гробницах усовершенствованные варианты дощечек для перестукивания, искусно вырезанных из слоновой кости, кости других животных или же из дерева. Арфы также стали более пышно украшенными, а их размеры заметно увеличились: теперь исполнителю приходилось играть стоя. Однако самым распространенным музыкальным инструментом Нового царства стала лютня с удлиненным грифом, имевшая овальный резонатор миндалевидной формы, обтянутый красноватой кожей. Из Азии в Египет пришел новый духовой инструмент: гобой (мизмар), сделанный из двух трубок, закрепленных под острым углом друг к другу.

Ударные инструменты

С самых древних времен во время религиозных и народных праздников ритм задавался не только пощелкиванием пальцев, но и с помощью целого ряда ударных инструментов: идиофонов и мембранофонов. Сначала они изготавливались из дерева и слоновой кости, позднее стал использоваться металл. Самые древние ударные были треугольными, потом появились инструменты в виде ладони или руки: это должно напоминать нам о том, что они пришли на смену хлопанью в ладоши.

Затем к этим очень популярным инструментам добавились кимвалы, пришедшие из Азии и известные в Египте с XVIII династии. В Поздний период появились также бронзовые или керамические колокольчики. Кроме того, существовало большое разнообразие деревянных, глиняных и обтянутых кожей барабанов круглой или треугольной (по азиатской моде) формы.

Струнные инструменты

Около 2550 г. до н. э. впервые появился на изображениях традиционный струнный инструмент - арфа, или баярт. В Новом царстве виды этого музыкального инструмента стали намного разнообразнее; самые крупные арфы имели двадцать струн. Слепые арфисты, присутствовавшие на поминках, призывали своих слушателей радоваться жизни и наслаждаться мгновением, потому что смерть неизбежна. Лира, инструмент семитского происхождения, появилась в Египте в начале Среднего царства. Однако в оркестры лиру начали включать только во времена Нового царства, о чем свидетельствуют фрески той эпохи, на которых изображены музыканты-азиаты. Лирные струны, которых могло быть от пяти до восемнадцати, крепились к верхней поперечине кожаными ремешками на равном расстоянии друг от друга, а эти ремешки затем пропускались через бронзовое кольцо в основании корпуса.

Священная музыка

Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны.

Духовые инструменты

Простейшая флейта была одним из самых распространенных духовых инструментов Древнего Египта - страны, откуда она и ведет свое происхождение. Ее размеры могли быть весьма разнообразными: от 25 сантиметров до 1 метра. Короткую флейту музыкант держал прямо перед собой, а длинную - косо, чтобы легче было контролировать поток воздуха. Чаще всего флейты изготавливались из камыша и иногда могли иметь мундштук из папируса. Царским инструментом в тот период считалась труба - шенеб. Этот широкий инструмент с большим раструбом использовался для подачи военных сигналов, его низкий звук передавал команды полководца. Другие духовые инструменты - поперечная флейта, авлос (мизмар), рог, букцинум и гидравлический орган - появились уже значительно позднее, в греко-римскую эпоху.

Боги музыки

Судя по дошедшим до наших времен текстам, самым знаменитым божеством, отвечавшим за музыкальное искусство, была богиня плодородия и жизни Хатор. Как покровительница плотской любви, Хатор считалась богиней радости, танца, музыки и хмеля. Однако к музыке имели отношение и некоторые другие божества египетского пантеона. Баст была богиней-музыкантшей и чаще всего представлялась в виде кошки, покровительницы домашнего очага и защитницы новорожденных. Бэс - божественный покровитель танцовщиц - изображался в виде некрасивого бородатого карлика с высунутым языком. «Возлюбленная» Мерт - богиня инструментальной музыки, пения и танцев - изображалась в виде женщины. Она была жрицей-музыкантшей в мире богов. Благотворное действие ее пения напоминало о всемирной гармонии, которую желали установить боги; Мерт считалась «словом Маат». Таурт, богиня-гиппопотам, оберегала беременных женщин. Она присутствовала при родах, часто в компании Бэса: вместе эта парочка играла на различных музыкальных инструментах и танцевала.

Пирамиды — лучшие свидетельства мастерства и изобретательности жителей Древнего Египта. Возвышаясь на 139 метров, пирамида Хеопса смотрит сверху на Статую Свободы — 93 метра и Биг-Бен — 96 метров. Конечно, пирамиды или Великий Сфинкс являются лишь частью наследия древних египтян.

За тысячи лет процветания Древнего Египта, он стал, пожалуй, наиболее развитой цивилизацией на Земле для того времени, и многие современные вещи и предметы были для египтян совершенно ​​обычным явлением. Например, египетские женщины надевали богатые украшения и парики, мужчины боксировали и боролись занимаясь спортом, а их дети играли в настольные игры, куклы и другие игрушки. Они также процветали в качестве изобретателей, и, как вы увидите в этом списке из самых удивительных египетских изобретений, что их творения изменили окружающий мир от моды до сельского хозяйства настолько, что мы все еще ​​применяем их сегодня.

Макияж

Конечно, макияж глаз может не стоять рядом с открытием огня или колеса в качестве одного из самых важных открытий в истории человечества, но он дает египтянам шанс установить рекорд долговечности изобретения. После того, как они впервые применили макияж глаз еще в 4000 г. до н.э., он никогда не выходил из моды. Еще более впечатляет то, что все приверженные к косметике современные культуры, по-прежнему красят глаза, используя практически те же методы и материалы, что и египтяне тысячи лет назад. Они применяли сажу минерала галенита для создания черной мази, известной как краска для век, которая чрезвычайно популярна и сегодня. Египтяне могли также создавать зеленый макияж глаз путем смешивания малахита с галенитом.

У египтян раскрашивание лица не ограничивалось женским кругом. Общественное положение и внешний вид шли рука об руку. Высший класс считал, что чем сильнее наложен макияж, тем лучше. Мода была только одной из причин для применения египтянами карандаша для глаз. Они также считали, что наложение толстого слоя косметики может вылечить различные заболевания глаз и даже удержать обладателя роскошного макияжа от падения жертвой сглаза.

Хотя макияж глаз давал египтянам вид, потрясавший воображение людей того времени, они не останавливались на достигнутом, развивая все направления косметики — от румян, изготовленных из тонированной глины до лака для ногтей, сделанного из хны. Более того, они создавали духи из различных растений и цветов, а также дезодорант, производившийся из ладана и каши-овсянки.

Письменность

В использовании рисунков для рассказывания историй нет ничего нового. Наскальные изображения найдены во Франции и Испании, датируемые 30000 г. до н.э. Но рисунки и картины не смогут развиваться в первую письменность в течение тысяч лет, пока не возникнут первые системы письменности, возникшие в Египте и Месопотамии.

Египетская письменность началась с пиктограмм, первая из которых восходит к 6000 г. до н.э. Пиктограммы были простыми рисунками, обозначавшими слова, которые они представляли, но у них были ограничения в применении. Со временем египтяне добавили и другие элементы в свою систему письма, в том числе символы алфавита, которые ставились для определенных звуков и разнообразных персонажей, что позволило выписывать имена и абстрактные идеи.

Сегодня все знают, что египтяне создали иероглифы, которые содержали смесь алфавитных, слоговых символов, а также картинок, которые обозначали целые слова. Иероглифы найдены в огромном количестве в египетских гробницах и других общественных местах. Египтянами создано множество рассказов о войнах, политике и культуре, которые дают нам большое понимание древнеегипетского общества. Конечно, нужно не забывать поблагодарить французского ученого Жан-Франсуа Шампольона, который сумел декодировать камень, испещренный иероглифами, что ознаменовало конец 1500-летнего периода, в течение которого египетские письмена были покрыты тайной.

Листы папируса

Никто не будет отрицать, что китайцы навсегда изменили мир с изобретением бумаги около 140 года до н.э., но нельзя забывать, что египтяне разработали замечательный заменитель бумаги из папируса на тысячи лет ранее. Это жесткое, похожее на тростник растение, росло и продолжает расти в болотистых районах, окружающих реку Нил. Его жесткая, волокнистая поверхность идеально подходила для создания прочных листов материала для письма, наряду с парусами, сандалиями, ковриками и другими предметами первой необходимости древней жизни. Листы часто объединялись в свитки, которые затем заполнялись религиозными текстами, литературными произведениями и даже записями музыки.

Древние египтяне много времени держали процесс производства папируса в строжайшем секрете, что позволяло им торговать листами папируса во всем регионе. Поскольку процесс нигде не документировался, в конечном счете он был утерян, пока доктор Хасан Рагаб не воссоздал заново способ изготовления листов папируса в 1965 году.

Календарь

В Древнем Египте календарь означал время между праздником и голодом. Без календаря местные жители не имели бы возможности узнать, когда начнется годовой разлив Нила. Без этого знания вся их сельскохозяйственная система была бы поставлена ​​под угрозу.

Их гражданский календарь был так тесно связан с сельским хозяйством, что египтяне разделили год на три основных сезона: разлив Нила, рост посевов и сбор урожая. Каждый сезон имел четыре месяца, разделенные на 30 дней. Если все это сложить, мы получим 360 дней в году — немного меньше фактического года. Чтобы восполнить разницу, египтяне добавили пять дней между сбором урожая и сезоном разлива. Эти пять дней были обозначены как религиозные праздники, посвященные в честь богов.

Плуг

В то время, как историки по прежнему не совсем уверены, где именно возник плуг, данные свидетельствуют о том, что египтяне и шумеры были одними из первых обществ, использовавших его около 4000 до н.э. Эти плуги, конечно, было несовершенными. Скорее всего, построенные из модифицированных ручных инструментов, плуги были настолько легкими и неэффективными, что они теперь называются «царапающими плугами» из-за их неспособности погружаться глубоко в землю. Настенные египетские росписи показывают четырех мужчин, тянущих такой плуг через поле — не лучший способ провести день на палящем египетском солнце.

Все изменилось в 2000 году до н.э., когда египтяне запрягли в свои плуги волов. Ранние конструкции плугов привязывались к рогам животных, но оказалось, что это влияло на способность волов дышать. Более поздние версии состояли из системы ремней и были намного более эффективными. Плуг совершил революцию сельского хозяйства в Древнем Египте и, в сочетании с постоянным ритмом разливов реки Нил, сделал ведение сельского хозяйства более легким для египтян, чем, возможно, для любого другого человеческого общества того времени.

Плуг, бесспорно, сделал процесс возделывания сельскохозяйственных культур намного легче, но сельское хозяйство по-прежнему требовало непосильного труда. Египетские земледельцы использовали короткие ручные мотыги, чтобы возделывать землю на горячем солнце в течение всего дня. Египтяне также собирали созревшие зерна в корзины и применяли косы, чтобы собрать урожай. Пожалуй, наиболее изобретательными инструментами ведения сельского хозяйства были свиньи и овцы, которых хитроумные египтяне гоняли по полю, чтобы втаптывать семена в грязь при посадке.

Свежее дыхание

Мы должны благодарить древних египтян за разработку способа скрывать неприятные запахи, которые наши рты иногда источают. Так же, как в наше время, плохое дыхание в Древнем Египте часто являлось симптомом плохого здоровья зубов. В отличие от нас, египтяне не питались сладкими безалкогольными напитками и продуктами, которые способствуют разрушению зубов, но камни, которые они использовали для измельчения зерен в муку для хлеба, добавляли много песка к древнеегипетской диете, которая безжалостно стирала зубную эмаль, делая зубы уязвимыми для инфекции.

У египтян были специалисты для решения многих медицинских проблем, но, к сожалению, у них не было стоматологов или челюстно-лицевых хирургов, чтобы вылечить их ухудшающихся зубы и десны. Вместо этого, они просто страдали, а ученые, которые исследовали мумии, нашли серьезно изношенные зубы и доказательства абсцессов даже у молодых египтян. Чтобы справиться с неприятными запахами от своих больных ртов, египтяне изобрели первые «мятные таблетки», которые содержали ладан, мирру и корицу, кипяченые с медом и сформированные в виде гранул.

Боулинг

В Нармутеосе, поселке в 90 км к югу от Каира, который восходит к периоду римской оккупации во втором и третьем веках нашей эры, археологи обнаружили площадку, содержащую набор полос, высеченных в камне и коллекцию шаров различных размеров. Размеры канавок около 4 метров в длину, 20 сантиметров в ширину, и 10 сантиметров в глубину. В центре располагалось квадратное отверстие с размером стороны в 12 сантиметров.

В отличие от современного боулинга, в котором игроки стремятся сбить шаром кегли, установленные в конце дорожки, египетские шары направлялись ​​в отверстие посередине. Конкуренты стояли на противоположных концах полосы, пытаясь попасть шарами различных размеров в центральное отверстие и в процессе броска также сбить шар соперника с курса.

Бритье и стрижка

Возможно, египтяне были первыми древними людьми, которые заботились о своих волосах. В любом случае, по их мнению, носить волосы было негигиенично, а изнуряющая жара Северной Африки сделала ношение длинных кос и бород неудобными. Таким образом, они обривали или обрезали свои волосы накоротко и регулярно брили лица. Священники полностью обривали все свое тело каждые три дня. На протяжении большей части древнеегипетской истории, быть чисто выбритым считалось модным, а небритость считалось признаком низкого социального статуса.

С этой целью египтяне изобрели инструменты, которые, возможно, были первыми орудиями для бритья — набор острых каменных лезвий, закрепленных в деревянных ручках, затем замененные на бритвы с медными лезвиями. Они также изобрели профессию брадобрея. Первые парикмахеры работали на дому у богатых аристократов, а обычных клиентов обслуживали на открытом воздухе, сидя под тенистыми деревьями.

Однако, наличие волос на лице или, хотя бы, видимость такового наличия очень ценилась. Египтяне брали овечью шерсть и делали из нее парики и накладные бороды, которые, как ни странно, иногда носили и египетские царицы, а также фараоны. Фальшивые бороды были различных форм, чтобы указать достоинство и социальное положение их владельца. Рядовые граждане носили небольшие бородки около 5 см в длину, в то время как фараоны носили бороды квадратной формы. Египетские боги были с еще более роскошными длинными бородами, которые заплетались в косичку.

Дверные замки

Самые ранние из таких устройств, созданные около 4000 г. до н.э., в основном, были с падающими штифтами. Манипулировать этими деревянными или металлическими цилиндриками, которые служили запорами, выступая из вала замка, можно было с помощью натяжного ключа, который подталкивал их вверх из отверстий в валу. После поднятия всех штифтов вал можно было повернуть, тем самым открывая замок. Натяжной ключ — это простейший ключ из всех известных ныне. Его функция заключалась только в подталкивании штифтов вверх, поэтому в роли ключа могла бы выступать даже тонкая отвертка.

Одним из недостатков этих древних замков был их размер. Крупнейшие из них были таких габаритов, что ключ приходилось носить на плечах. Невзирая на всю примитивность механизма с падающими штифтами и натяжных ключей для их открывания, египетские замки на самом деле были более надежными, чем римская технология изготовления дверных запоров.

Зубной порошок

Как мы уже упоминали ранее, египтяне имели много проблем с зубами, в значительной степени из-за того, что их хлеб содержал песок, стиравший зубную эмаль. Ввиду отсутствия у египтян стоматологии, они прикладывали некоторые усилия, чтобы держать свои зубы в чистоте. Археологи нашли зубочистки похороненные рядом с мумиями, по-видимому, предназначенных для очистки остатков пищи из зубов покойного в загробной жизни. Наряду с вавилонянами, египтянам также приписывают изобретение первых зубных щеток, которыми служили размочаленные концы деревянных прутьев.

Но египтяне также способствовали инновации для гигиены полости рта, в виде зубного порошка. Ранние ингредиенты включали тертые бычьи копыта, золу, жженную яичную скорлупу и пемзу. Археологи недавно обнаружили более продвинутый рецепт зубной пасты. Руководство написано на папирусе, который восходит к римской оккупации в четвертом веке нашей эры. Неизвестный автор объясняет, как смешать точное количество каменной соли, мяты, сушеного цветка ириса и зерен перца, чтобы сформировать «порошок для белых и прекрасных зубов».

Вадим Ивкин


Если посмотреть на инструменты, которыми работали египетские мастера (рис. 3), мы заметим, что они мало чем отличаются от современных. Однако с помощью этих инструментов египтяне создавали пирамиды и храмы, высекали великолепные статуи и строили дворцы. Видимо, кроме инструментов у мастеров Древнего Египта были еще какие-то маленькие хитрости, которые помогали им в работе.

Попробуйте ответить на вопрос: как распилить вдоль длинное бревно? А как просверлить отверстие в стекле или керамической плитке без алмазного сверла? В этой статье мы расскажем, как эти и некоторые другие вопросы решали египетские мастера. В этом нам помогут находки археологов, работающих в Египте.

Одна из таких находок была сделана вблизи древнего города мастеров в местечке Дейр-эль-Медина, на западном берегу Нила в районе города Фивы. Там ученые обнаружили несколько тысяч глиняных табличек — остраконов, на которых подробно описана жизнь города мастеров. Другая важная находка была сделана на юго-восточном склоне горы Шейх-Абд-эль-Курны, в гробнице ФГ № 100 «Правителя города» Рехмира, жившего при фараонах Тутмосе III и Аменхотепе II. На западной стене святилища этой гробницы археологи нашли восьмиярусную фреску — на ней изображены все виды работ, которые выполняли мастера храма бога Амона.

Посмотрим на фрагмент этой фрески (рис. 1). В верхней ее части работник распиливает бревно вдоль. Кажется, в этом нет ничего необычного. Однако это не совсем так. Если бревно короткое, как на фреске, тогда все делалось как и у нас, а вот если требовалось распилить длинное бревно... Кто пытался это сделать, тот меня поймет. Через какое-то время ножовку начинает заклинивать, да и держать неудобно. Вот мы и подошли к разгадке первой хитрости египетского матера. Он привязывал длинное бревно вертикально к невысокому столбику, врытому в землю, и начинал пилить (рис. 2). Через некоторое время ножовка застревала между половинками бревна, тогда мастер брал длинную жердь с привязанным на одном конце грузом и вставлял ее в пропил. При этом конец с грузом оказывался в воздухе, а свободный конец опирался о землю. Под действием груза жердь все больше и больше входила в пропил и раздвигала половинки бревна в стороны. Когда мастер доходил до столбика, врытого в землю, бревно отвязывали и переворачивали.

Рядом с первым мастером сидит второй и вытачивает углубление в бревне (рис. 1). Для того чтобы углубление получилось ровным, камень, которым его вытачивали, вставлялся в отверстие в прямоугольном бруске; по мере работы камень опускался все ниже и ниже. Вот вам и прообраз современного рубанка, только он не срезает дерево, а сошлифовывает. Кстати, если внимательно посмотреть на это изображение, можно заметить, что рубанок и бревно нарисованы в разрезе. Вот вам и истоки современного черчения. У египтян существовал и другой инструмент, который можно назвать прародителем современного рубанка (см. рис. 3.11).

Внизу два мастера сверлят отверстие лучковой дрелью (рис. 1). Один из них с помощью специального бруска прижимает сверло к заготовке, а второй водит взад-вперед лук с привязанной к нему веревкой. Веревка обмотана вокруг сверла и заставляет его вращаться. С помощью такой же дрели сверлили отверстия в камне. И вот еще одна маленькая хитрость. Дело в том, что инструменты в Египте делались из меди или бронзы. Сталь египтяне узнали во времена эпохи Птолемеев от греков. Возникает вопрос: как с помощью медного сверла им удавалось просверливать отверстия в камне, даже в таком твердом, как базальт или диорит. Если внимательно рассмотреть медное сверло, то можно заметить мелкие кварцевые песчинки, прочно вдавившиеся в медь. Перед тем как начинать сверлить, египетский мастер насыпал горку мелкого кварцевого песка в том месте, где должно было быть отверстие. Поскольку медь — материал довольно мягкий, песчинки вдавливались в нее, образуя на поверхности очень твердое покрытие, которое и резало камень. Таким образом египтяне получали то, что сейчас называют «инструмент с алмазным покрытием». А дальше — согласно русской пословице: «Терпение и труд все перетрут». Многие ее слышали, но в отличие от нас египтяне применяли ее на практике. Терпение, упорство в достижении поставленной цели и творческий подход к делу позволяли египтянам делать вещи, которыми мы восхищаемся до сих пор. Кстати, возвращаясь к примеру с дрелью: если вам надо просверлить отверстие в стекле, можете последовать примеру древних египтян. Конечно, сейчас не надо сооружать лучковую дрель, можно воспользоваться и электрической, а в остальном все то же самое: берем медную трубку и зажимаем ее в патрон дрели; в то место, где должно быть отверстие, насыпаем мелкого песка (лучше карьерного, а не речного, потому что речной песок круглый, а карьерный — с острыми краями) и на малых оборотах начинаем сверлить — на больших нельзя, потому что стекло может нагреться и треснуть.

Вот еще один пример творческого подхода к делу. Для строительства египтянам нужны были большие каменные блоки. Как их добыть? Ведь египтяне не знали взрывчатых веществ. Они поступали очень просто. Вначале в скале по периметру каменного блока вырубался узкий проход. Но как отделить этот блок от остальной породы? Снизу под блоком вырубались узкие щели, куда вбивались деревянные клинья. Затем проход вокруг блока заполнялся водой. От воды дерево разбухало и отрывало каменный блок от основной породы. Существовал и другой метод, если каменный блок находился на краю скалы. В этом случае с той стороны блока, которая была свободна, также вырубались узкие щели, а затем туда загонялись каменные или бронзовые клинья. Потом каждый из работников становился напротив одного из клиньев, и по команде все дружно били, каждый по своему клину. Поскольку все делалось одновременно, очень скоро в этом месте возникала трещина, и блок отделялся от скалы. Эффект достигается только тогда, когда удар наносится одновременно всеми, в этом случае усилие равномерно распределяется по всей длине блока и отрывает его от скалы. Более того, если ударить вразнобой, блок может расколоться на несколько частей, и тогда все придется начинать сначала.

В заключение хочется сказать несколько слов об измерительных инструментах. Начнем с отвеса. Тот, кто когда-нибудь пытался проверить вертикальность стены, знает, что делать это не очень удобно: то грузик мешается, то сбоку не заглянешь. Египтяне усовершенствовали отвес (рис. 3.4). Теперь и грузик не мешается, и сбоку посмотреть можно.

А как быть, если нужно проверить горизонтальность? Древние мастера и здесь не растерялись (рис. 3.3). У этого инструмента нижние края находятся в одной плоскости, а посередине центральной перекладины нарисована линия. Если нитка совпадает с линией, значит, поверхность горизонтальная, а если нет, то по расстоянию между линией и ниткой можно определить угол наклона. Кстати, верхний угол у этого инструмента прямой. Вот вам заодно и угольник.


И на прощание хочется процитировать совет, дошедший до нас из Древнего Египта:

Да не гордится и не хвастает сердце твое
Своими знаниями.
Всегда проси совета как у мудрого,
так и у незнающего.
Ибо подлинное искусство не имеет границ,
И не было еще мастера, который в искусстве своем
Достиг бы совершенства.
Птаххотеп